Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 9
Но как само слово «каста» не охватило всего содержания понятия, точно так же ученым не удалось найти ни точного, ни исчерпывающего определения понятия касты. На это были свои веские причины. Под кастой надо разуметь не что-либо однородное и монолитное, а целую систему, впитывающую в себя значительное количество элементов — и как слагаемых ее содержания и как влиятельных агентов. Этими элементами всегда были: класс, занятие, война, религиозная группировка или братство, национальность, местность, принадлежность к тому или иному ремеслу, всяческие традиции, вообще какая-либо школа (философская, научная, религиозная) и немало других. Ученому всегда предстояла трудная задача из этих элементов отобрать существенные и устойчивые и отбросить случайные и второстепенные. Это было не легко, так как огромная Индия представляла слишком пеструю картину и элементов и их веса, а история касты лишь усложняла и затрудняла эту картину. Наиболее частая ошибка в определениях сводилась к тому, что, упуская из виду касту как систему, состоящую из ряда элементов (существенных, упорно повторяющихся, веских, а не частичных, выступающих лишь спорадически, мало ценных), выдвигали на первый план один или несколько элементов, раздувая их до степени, заполняющей все понятие. В этом смысле подчеркивали или исключительность касты, или ее иерархию, или связь с трудовыми процессами, или непреложный распорядок вещей, или придание большего веса идее происхождения человека по сравнению с его личными качествами, или претензию на чистоту крови, или непреложность обычаев (еда, брак) и т. д.
Приведем некоторые из определений касты, которые заслуживают внимания своим солидным приближением к удаче. Французский ученый Э. Сенар, известный своими трудами по буддизму, так определяет касту: «Каста — это корпоративная группа, теоретически, во всяком случае, наследственная, располагающая определенной традиционной и независимой организацией, включая главу и совет, собирающаяся при случае в собрания большей или меньшей авторитетности и соединяющаяся воедино в определенные праздники; связанная тесно общностью занятий, придерживающаяся общих обычаев, что особенно относится к браку, пище и вопросам обрядового осквернения, и правящая своими членами с проявлением юрисдикции, размеры которой варьируют, но которая делает авторитет общины особенно ощутимым при наложении особых наказаний, более всего при окончательном исключении из группы».
Сенар, один из наиболее ярких аналитиков касты, с чисто французским остроумием оттенил некоторые стороны ее, например огромную силу угрозы исключения из нее. Вызывают сомнения в его определении «корпоративная группа», указания на «советы», которые в действительности существуют не у всех каст, а также равноценное сопоставление брака и пищи и т. д. Основную особенность касты, строгую наследственность, Сенар ослабил указанием на теоретичность этого правила, а между тем каста — прежде всего группировка людей по родству крови, ибо другого способа быть в касте нет: в ней надо родиться. Конечно, история показывает нам бесчисленные примеры подделки касты, или ее кражи, или ее вымогательства, или незаконной ее покупки и т. д., но все это на фоне существа касты будут лишь преступления, объектом которых является каста как известное право или достояние. Эти преступления и по форме и, по сути, совершенно совпадают с обычными в мире кражей, грабительством, обманом, сопровождаемыми очень часто фальсификацией документов. Конечно, эти преступления часто торжествуют, но опять-таки, как и всякие другие преступления: или потому, что они в свое время не были открыты, или хотя их и знали некоторые, но эти некоторые были куплены, запуганы, мало заинтересованы, или политика покрыла преступления своим авторитетом, или, наконец, их предало забвению всепоглощающее время. Относительно определения Сенара можно вообще сказать, что эта попытка очень интересна, с хорошими находками, но и с несомненными недочетами.