Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 14
4. Касты, полученные путем скрещивания. Современная критика особенно нападала на ту сторону традиционной индусской теории, которая все множество смешанных или низших каст выводила из серий сложных перекрещиваний между членами основных четырех; при внимательном изучении каст абсурдность и непоследовательность теории в этой части становятся очевидными. Но это не исключает возможности, что теоретики давних времен, а за ними и современные пандиты этот способ размножения каст нашли более подходящим для проповеди по его простоте, наглядности и по его совпадению с основным догматом касты — чистотою крови. По этой проповеди, все касты, полученные из племени или слияния племен, касты, развитые из торговых корпораций, касты, выражавшие различие между охотой и рыболовством, земледелием и ремеслами, касты, отражавшие честолюбие разжившихся членов общины все они были растолкованы как продукт перекрещивания.
Но в этом принципе есть и своя доля исторической видимости. Зарождение принципа можно наблюдать среди дравидийских племен, которые очень часто, когда они еще не подпали под опеку брахманов, уже стараются кое-что перенять от индусского общества, и особенно в области заключения браков между разными племенами. Человек иногда женится на женщине другого племени, но потомки от этого союза не делаются членами ни отцовской, ни материнской группы, а образуют свою отдельную группу, название которой иногда говорит о процессе бывшего перекрещивания. Например, среди огромного племени мунда имеется девять подобных групп, имена которых говорят о происхождении их путем брака между мужчинами мунда и женщинами других племен. Таких примеров много. Нужно в этом случае подчеркнуть, что группы, полученные путем упомянутых брачных единений, становятся на первых же порах эндогамными единицами и стараются возможно скорее порвать с родительскими группами, чтобы стать потом независимыми племенами.
В пределах регулярной кастовой системы Э. А. Гейт упоминает о шагирдпеша Ориссы как о такой касте, «которая свое происхождение ведет от смешанных браков и которая еще и теперь пополняет свои ряды таким путем». Среди членов высоких каст в Ориссе, которые не разрешают вдовам вновь выходить замуж, а также между кайястхами, эмигрировавшими сюда из Бенгалии, распространен обычай брать себе в качестве прислуг и наложниц женщин, принадлежащих к более низким, но чистым кастам вроде часи и бандхари. Дети от этих служанок известны под именем шагирдпеша (слуги). Они образуют правильную касту обычного типа и делятся на эндогамные группы, различающиеся по касте отца Каста матери не дает разницы в рангах детей, но те, которые насчитывают несколько поколений от их первичного производителя, значатся выше тех, у которых' марка незаконного брака является более свежей. Родство между законными детьми человека высокой касты и их незаконными братьями и сестрами признается, но последние не могут есть с первыми. Несмотря на свое количество (около пятидесяти тысяч), каста считается очень молодой, и, говорят, что около 200 лет тому назад ее еще не существовало; Более древнюю и поучительную, относящуюся, может быть, ко времени задолго до нашей эры картину образования касты путем перекрещивания представляют собою кхасы Непала, которые, по-видимому, являются потомками смешанных браков между раджпутами или брахманами, переселившимися в Непал, и монголоидками — женщинами страны.
5. Касты национального типа. Несмотря на то, что английские исследователи в народе Индии не видят ни нации, ни национального чувства, они все же признают наличность или возможность каст национального типа. Несомненно, в Индии можно найти группы, теперь считаемые обычными кастами, которые старательно хранят воспоминания о бывшем политическом господстве и, по-видимому, в своем составе и особенностях сохранили следы более усложненной организации, чем таковая свойственна обыкновенным племенам. Невары (смешанный народ монголоидного типа), когда-то бывшие господствующим племенем в Непале до завоевания и присоединения его Притхви Нараяиом в 1769 г., представляют собою образчик пережитка национальной касты. Невары включают в себя как индуистов, так и буддистов, обе общины совершенно различны, и каждая подразделяется на очень развитую серию подкаст.