Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 6
Существуют известные занятия, которые признаются выше других. Среди занятий, предписанных народу, работа писателя выше работы купца, труд золотых дел мастера выше труда медника и т. д.
Известные животные также занимают свои определенные позиции, начиная со священных и чистых и кончая нечистыми и гнусными. И касты, пользующиеся этими животными, соответственно и распределяются по ступеням.
Каста понижает свою позицию, бросая или слабо держась традиционных правил чистоты, которых держатся соседние господствующие касты, или обнаруживая неправильное поведение. В Западной Индии некоторые из каст понизились в своем статусе за употребление вина или мяса и даже за курение табака. Некоторые из брахманских каст потеряли в своем положении за употребление мяса в тех местах, где его едят все, кроме брахманов. Хотя употребление мяса не одобряется вообще, однако потребление говядины, или свинины, или червей считается наиболее унижающим. Некоторые касты понизили свою социальную позицию благодаря обычаю полигамии или способу добывания себе невесты. Они также приобретают или теряют в своем положении благодаря более высокой или низкой форме брака, которой они пользуются. Более того, если во время совершения брака невеста будет уже в годах, факт рассматривается как понижающий касту; предпочитается, чтобы невеста выходила замуж еще до наступления зрелости.
Эти примеры законов о чистоте, повышающих или понижающих касту, не полны, не универсальны: законы меняются с местами. Принципы обрядовой чистоты, являющиеся в одних местах суровым и твердым правилом, в других будут только делом вкуса. Если вопрос о преимуществе между двумя кастами доходит до коллегии пандитов в Варанаси или Пуне, он решается не сообразно действительным социальным условиям, а авторитетом древних книг. Если они не найдут ссылки на касту в старой книге, они или отождествят касту с какой-либо из старых, или придумают какое-либо объяснение о ее происхождении. Если они согласятся с претензиями на более высокое положение какой-либо касты, то это будет зависеть не от действительных условий, но от какой-либо фикции, которая до этого времени якобы неправильно понималась.
Лежащая в основе теория сводится к тому, что законы, определяющие положение касты, точны и известны; они даны богами. Пандиты обязаны объяснять законы.
Вопрос, направляемый в коллегию пандитов, обычно сводится к следующему: требование такой-то касты на принадлежность к брахманам или к кшатриям справедливо или ложно?
Но на деле каждая каста решает сама по себе, могут ли те или иные ее члены, виновные в неправильном поведении, оставаться в касте или нет, и имеет ли какая-либо другая каста право на общение с нею и в каких размерах. Следовательно, каково бы ни было данное пандитами заключение, действительное преимущество касты будет зависеть от того, на чем она может настоять. Сарасвати-брахманы в Махараштре сумели доказать свое право на брахманство при дворе пешвы, но так как общественное мнение было против них, то они не получили статуса, равного статусу других брахманских каст.
Но что, по существу, значит преимущество касты? Это пре имущество устами общественного мнения просто говорит, что одна каста лучше, чем другая. Это и есть то общественное мнение, из-за которого ведут борьбу и поныне. Ныне преимущество касты представляет собою мало ощутительное благо, но во владениях князей оно и теперь может явиться реальной ценностью. Индия оказалась в настоящее время в руках «бескастных варваров», почему от прежних кастовых рангов осталось лишь формальное преимущество. Пути, которыми проявляется преимущество касты, заслуживают упоминания особенно потому, что при желании понять де-факто, а не де-юре кастовые преимущества единственно эти пути приведут нас к пониманию.