Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 7
Как иллюстрируется это преимущество? Так как брахман находится во главе общества, то святость его есть образец, и он в кастовом отношении выше всех. Каста чиста или нечиста в той мере, в какой она высока или низка. Эта чистота не есть внешняя чистота, видимая «телесным глазом», но это что-то мистическое — внутренняя чистота. Если чистые и нечистые касты соединены вместе, чистые становятся также нечистыми. На этом основании священные и чистые касты должны вступать с нечистыми кастами в возможно меньшее сношение, ибо, чем чище существо, тем легче оно грязнится. Отсюда каста должна определять свое отношение к другой в зависимости от того, насколько последняя чиста или нечиста.
Нужно не забывать, что имеется широкий ряд предметов, которые оскверняются прикосновением к ним низких каст. Более высокая каста не смеет их взять, если они осквернены. Какие предметы чисты и какие нечисты, какие предметы легко оскверняются и какие нет, зависит от местных обычаев. В стране маратхов брахман на воду, которой коснулась какая-либо другая каста, кроме его собственной, будет смотреть как на оскверненную, а в Гуджарате и Бенгалии брахман может взять воду, до которой коснулся шудра. В стране маратхов одно прикосновение низших каст уже оскверняет пищу. Солдаты некоторых северных каст, как говорят, в состоянии выбросить вон свою пищу только потому, что на нее пала тень английского офицера, но претензии мадрасского брахмана идут дальше этого,— его пища будет осквернена, если представитель низшей касты только посмотрит на нее.
Теория чистоты и осквернения потребовала бы для своего изложения целого тома. Вот некоторые из правил, выясняющих статус касты:
А) Раз известная каста не может есть пищи, приготовленной другой кастой, а эта последняя может позволить себе есть пищу, приготовленную первой кастой, то эта первая каста выше Другой.
Б) Если брахман или другой высококастовый индус имеет более сложные сношения с одной кастой, чем с другой, то значит, первая каста выше второй.
Например:
1) если брахман принимает воду от другой, эта каста признается в Бенгалии чистой;
2) если он принимает от представителя касты пищу, приготовленную на масле, тогда каста лучше;
3) если он принимает пищу, приготовленную в воде, то каста еще лучше.
В) Размер осквернения, которое несет с собою каста, определяет степень высоты или низменности касты. Если каста оскверняет лишь некоторые предметы, но не все, каста лучше, чем оскверняющая все предметы. Все три касты, перечисленные под рубрикой Б и не оскверняющие воды,— чистые касты; но ниже их будут касты, оскверняющие воду, а еще ниже их расположены следующие касты в порядке понижающегося достоинства:
1) касты, которые оскверняют глиняный сосуд;
2) касты, которые оскверняют медный сосуд;
3) касты, оскверняющие двор храма, когда они в него входят;
4) касты, которые оскверняют город или деревню, если они живут в них, и, следовательно, они обязаны жить вне поселков.
Имеется другая линия различия относительно ступеней касты в зависимости от того, кого может коснуться брахман, его жена или вдова, и от кого он может принять воду без риска оскверниться:
1) если каста может дать воду брахману или может его коснуться, эта каста достаточно хороша;
2) если каста может дать воду жене брахмана и коснуться ее, не оскверняя ее, то каста еще лучше;
3) та же каста, от которой может принять воду вдова брахмана и членов которой она может коснуться, не делаясь оскверненной, та каста лучшая из приведенных.
В основе всех этих различий и тонкостей, на вид просто смешных, лежат определенные правила и соображения, очень последовательно проводимые. Чем суровее правила обрядовой чистоты, чем легче они могут быть нарушены; чем более чрезмерны требования чистоты, тем более легко чистота может быть утеряна. Обрядовые правила чистоты суровее для жены брахмана, чем для него самого, а для вдов они суровее, чем для жен.