Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 15
Если маратхов признавать за касту, то по своей истории и традициям они с полным основанием могут считаться кастой национального типа Согласно наблюдениям статистика Энтховена, бомбейские маратхи «могут быть как племя разбиты на две части — маратхи и маратхи-кунби, из которых первые гипергамны по отношению вторых, но раньше между ними не было какой-либо разницы. Надлежит еще заметить, что кунби сами распадаются на две части: дешкунби, насчитывающие 1900 тыс., и конкани-кунби, которых зарегистрировано 350 тыс.
Браки между обеими группами не в обычае, но барьер, по-видимому, чисто географический; обычай едва ли устоит перед новой обстановкой и ее улучшенными путями, и вообще он едва ли основан на каком-либо религиозном запрете брачных сношений».
Высший класс маратхов, как предполагают, состоит из 96 семейств, которые признают за собой раджпутское происхождение и представляют собою кшатриев традиционной системы: они носят священный шнур, отдают замуж дочерей до наступления зрелости и запрещают вдовам вторичное вступление в брак. Но эта претензия на родство с раджпутами была в свое время разбита антропометрическими данными и тем фактом, что у них сохраняются кулдеваки, или тотемы, как, например, подсолнечник, дерево кадамба, манго, раковина, перо павлина и желтый имбирь, которые почитаются как эмблемы при брачных церемониях и при церемонии освящения нового дома. Кроме того, связь этих высоких маратхов с кунби подтверждается тем фактом, что они, как сказано выше, берут девушек кунби себе в жены, хотя сами не отдают своих девиц замуж за мужчин кунби, хотя и случается, что богатый кунби поднимается в своем ранге и заявляет требования на ранг кшатрия. Все эти данные нужно подытожить в том смысле, что современные высокие семейства представляют собою потомков кунби, которые социально выдвинулись при правлении мусульман или в период упадка могольской власти, приобрели себе должности и поместья, потребовали прав поземельного дворянства и закрепили свое достоинство отказом выдавать своих дочерей за своих менее удачливых или отставших собратьев.
6. Касты, образованные в результате эмиграции. Когда члены какой-либо касты покидают свое постоянное местожительство и селятся прочно в другой части Индии, они получают тенденцию развиваться в отдельную касту. Стадии этого процесса намечаются с достаточной отчетливостью. Но над переселенцами тяготеет презумпция, что люди, живущие в чужих местах, должны поневоле есть запрещенную пищу или нарушать правила еды вообще, служить чужим богам и вступать в сношения с чужими женщинами. В результате, когда эмигранты хотят взять себе жен среди своего народа, который не так давно ими покинут, они находят, что их социальная ступень оказалась пониженной и что они должны теперь как-то платить за привилегию жениться в родственной группе. Эта роскошь с годами делается все более и более дорогой, и с течением времени эмигранты начинают жениться только в пределах своей группы, образуя особую подкасту, обычно называемую в зависимости от местности (джаунпурия, тирхутия, барендра и т. п.).
Хороший пример образования касты в результате переселений можно найти в традициях малабарских брахманов намбудири. Эти брахманы претендуют на приход к западному берегу Индии от различных священных мест Катхиавара и Северного Декана. Фосетт описывает их как «настоящих ариев Южной Индии»; их сложение и черты лица действительно как будто подтверждают их традицию об иностранном происхождении. Но каково бы ни было их происхождение, в настоящее время они являются совершенно отдельной кастой, отличающейся от брахманов большинства других частей Индии, например, их тенденцией к полигамии, их непризнанием детских браков, эндогамностью брака лишь старшего сына, в то время как другие братья вступают в сношения с найярками и т. д.