Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 11
Внося некоторые поправки или, скорее, иные тональности, мы склонны были бы дать такое определение: каста — социальная группировка, состоящая из семейств или групп семейств, территориально или религиозно не всегда отчетливая, носящая имя какого-либо предка (бога или человека), строго следящая за преемственностью по крови, объединенная нередко однотипностью труда, имеющая свою особую традиционную власть и, наконец, цементированная сложным набором правил и норм, среди которых очень строги и устойчивы правила о браке и еде, особенно же первое. Мы привели нашу попытку определить касту не с целью представить более совершенное определение, а чтобы дать какую-то отправную точку для дальнейших суждений, базу, из которой будут вытекать как дальнейшие описания, так и дальнейший анализ.
Приступим теперь к более близкому описанию и характеристике каст Индии. Мы уже говорили, что одних каст насчитывается в Индии более трех тысяч, а одних лишь брахманских подкаст — более 800. Чтобы разобраться в таком лесу единиц, насущно необходимо распределить их по каким-либо крупным группировкам, объединенным некоторыми общими для каждой из них признаками. Следуя Риели, мы получим семь типов каст:
1) племенные, 2) функциональные, 3) сектантские, 4) смешанные, 5) национальные, 6) образовавшиеся в результате переселений, 7) образовавшиеся в результате перемены обычаев.
1. Под племенными кастами разумеются те, которые или в наши дни из племен сформировали одну или несколько каст, или в своем нынешнем кастовом составе сохранили явные следы своего прежнего племенного состояния. По всей Индии, даже и в настоящие дни, мы можем наблюсти постепенную и почти неуловимую трансформацию племен в касты. Этот процесс — несомненное отражение очень старого и длительного исторического явления — крайне ценен для понимания как касты, так и очень типичных случаев ее формирования. На нем имеет смысл остановиться с некоторой подробностью. Почему кастовая организация так, видимо, легко побивает в Индии племенную организацию? На этот вопрос ученые не берутся дать ответ. Но факт неоспорим до очевидности; когда-то огромнейшая семья племен в Индии постепенно редеет, хилеет, и со сцены жизни ее главным образом гонит каста, захватывая ее места. Эта эволюция тем более странна, что крупные народные группы часто уступают свою старую социальную позицию с ее относительным равенством и свободой, чтобы в обмен получить формы тем более рабские и стеснительные, чем выше получаемый кастовый статус.
В процессе преобразования племени в касту можно отыскать несколько повторяющихся форм, но возникающих самостоятельно в разных местах и в разное время. Вот наиболее типичные:
а) Руководящие люди или богатеи в каком-либо из первобытных племен, успевшие ориентироваться в хитростях мира и сделавшиеся самостоятельными поземельными собственниками, решают превратиться в представителей какой-либо видной касты. Они чаще всего дебютируют в качестве потомков раджпутов; в этом случае первым их шагом будет найти жреца-брахмана, который придумал бы для них мифического предка, открыл бы затем какое-либо «семейное чудо», связанное с местностью, где проживает племя, и, наконец, удостоверился бы, что новоявленный дворянин происходит от какого-либо клана, чаще неведомого, великой раджпутской общины. На первых шагах своего выхода в люди эти честолюбцы встречают немало затруднений, особенно в деле выдачи замуж своих дочерей, так как брать мужей среди племени они не хотят, а настоящие раджпуты не снизойдут до роли мужей этих девиц. Однако после одного или двух поколений упорство новых аристократов пожинает плоды, и они начинают вступать в брачные сношения, если и не с настоящими раджпутами, то по крайней мере с такой фабрикацией их, которая процесс вхождения в кастовую среду совершила много раньше и заставила забыть сомнительность пущенных в ход при этом приемов. В рассматриваемом случае может получить место и действительная смена крови, но племенное имя, во всяком случае, безвозвратно забывается, а новые раджпуты в дальнейшем теснее и теснее будут связываться с «индусами чистой крови», и ничто не вернет их уже в старое русло дравидийского или монголоидного племени. От последнего они теперь оторваны в полном смысле слова и отныне будут всюду признаваться высококастовыми индусами. Все стадии подобного процесса с фамильным чудом и пр. могут быть иллюстрированы полностью и многократно действительными случаями, имевшими место, например, среди выдвинувшихся семейств в Чхота-Нагпуре.