Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 5
Таким образом, внешняя картина жизни Индии — городская или сельская — наблюдателю касты не покажет каких-либо перегородок; карты здесь все перемешаны, все кипит общей жизнью, общими трудом и состязанием. Перед нами область терпимых взаимоотношений, т. е. или таких, с которыми кастовая совесть уже примирилась, или таких, после которых она потребует тех или иных очистительных (или искупительных) мероприятий.
Но где же та область, в которой каста строго и неизбежно уединит себя от посторонних, где она связи допустить не может? Эту область мы назвали бы сферой интимных, близких к физиологическим; отношений. Все, что говорит о дружественных; или товарищеских встречах, о взаимном посещении, домов, особенно общей еде и, самое главное, о брачных связях,— все это по отношению к посторонним строго и непреложно запрещается правилами касты, внимательно блюдется ею и неизменно карается при условии невыполнения. Если улица от наблюдателя скроет какую-либо касту, перемешивая ее с другими, то домашний очаг покажет ее во всей ее силе и сущности.
Значит, в области взаимоотношений касты с посторонними надо различать две сферы — сферу внешних общественно-трудовых отношений, которые каста допускает или терпит и в области которых каста может сильно эволюционировать, и сферу интимно-физиологических, в которых каста непреложна и неизменна. В области первых касты значительно отличаются между собою, представляя длинную лестницу отношений от вполне либеральных до сурово сдержанных, и сама область варьирует в своем влиянии на касту, расширяя постепенно рамки дозволенного; в области вторых касты все солидарны между собою, все одинаково чтут интимную изолированность касты, хотя на практике как исключение могут индивидуально позволять себе роскошь преступить кастовый порог.
Таким образом, в понятие касты входят правила.двух категорий, из которых одни должны быть названы непреложными, или «вечными», а другие будут второстепенными, изменяемыми, временными. Назовем первые:
1) к касте принадлежат по рождению, а не по случаю, заслугам, положению, классу и т. д.;
2) касты не равны между собою, а распределяются по рангу, начиная от самых высоких (брахманы) и кончая презренными; это иерархическое соотношение есть «отражение вечного закона»;
3) каста обязана строго соблюдать правила еды, а особенно правила брака;
4) каста непреложно блюдет кастовые правила и обычаи. Чтобы нагляднее иллюстрировать непреложные «принципы» касты, вернемся опять к туземной точке зрения и посмотрим, как с ее помощью разбираются в этих принципах и аксиомах и как она объясняет неравенство каст.
Индусы верят, что все люди в мире распадаются на четыре касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (простой народ) и шудры (слуги), располагая касты по степени их важности. Все остальные касты произошли от браков или с чистыми, или со смешанными. Подобная разница каст им врождена и не может быть ни сглажена, ни скрыта. Если есть племена, или общины, или нации, вроде древних греков или английского народа, где нет каст, то это потому, что народы эти пренебрегли правилами брака и поведения и поэтому впали в варварство и каста у них была расстроена неблагоразумным смешением.
Кастовая система решает не только позицию индуса, она определяет в обществе и позицию неиндуса; так, например, мусульмане и христиане, согласно индусской социальной теории, имеют свою определенную позицию.
Преимущество, принадлежащее касте, не дано ей человеком, оно абсолютно, и распорядок считается известным и установленным, да иначе и быть не может. Хотя никто не может возвысить свою касту, но он может ее понизить небрежностью в правилах и связью с «низменным и варварским». В этом случае он может или совершенно себя унизить, или удержаться на более низкой промежуточной позиции. Как человек может потерять свое положение в касте, так и каста может потерять свою позицию в обществе. Обращение к низким ремеслам может явиться причиной подобного понижения.