Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 8
Необходимо понять индийский метод исключения из касты человека, чтобы понять смысл некоторых правил, касающихся отношений к низшим кастам.
Если человек исключен своими товарищами по касте, никто в касте не вступит с ним в брачные сношения, не примет воду из его рук, не позовет его на обед. Иногда, если совершенный грех очень велик, например убийство коровы, вся деревня исключит его из своей среды; священники не будут отправлять службу в его доме; цирюльники не будут брить его, и прачки (в Индии это мужчины) не станут стирать его белье. Таковы приемы воздействия на человека.
Касты могут быть распределены в зависимости от их ранга еще по таким признакам: касты, обслуживаемые хорошими священниками, будут выше каст, обслуживаемых более низкими. Затем, касты, обслуживаемые цирюльниками и прачками, выше тех, которые ими не обслуживаются. Даже между кастами, которые пользуются цирюльником, будет разница, построенная в зависимости от того, обрезывает ли цирюльник ногти или нет; и между последними, обрезывает ли он также и ногти на ногах. Смысл тот, что цирюльник не бреет некоторых представителей, так как может оскверниться; бритье других его уже не оскверняет; у более высоких он не будет осквернен даже обрезыванием их ногтей на руках, у еще более высоких он может даже обрезывать ногти на ногах.
Наконец, есть еще признак, классифицирующий сравнительное достоинство каст по чисто геометрическому признаку, а именно: чем каста ниже по достоинству, тем она должна находиться дальше от представителя высокой касты, чтобы его не опоганить. Исходной точкой для исчисления расстояний будут или брахман, или параян (парий); в последнем случае касты будут определяться по различным допустимым от него расстояниям; брахман должен быть на наиболее далеком, раджпут — поближе, кайястх — еще поближе и т. д.
Конечно, в наши дни лишь где-нибудь на юге Индии можно найти в некоторой чистоте указанную иерархическую геометрию, но в свое время она довольно хорошо иллюстрировала кастовое положение дел, да и теперь, если она и проиграла в точности или резкости граней, то далеко еще не изжила своего идейного содержания.
После довольно широко представленной туземной точки зрения, иллюстрированной разными примерами, и после общего наброска внешних линий, которые определяют касту, мы можем подойти к более систематизированному анализу касты. Но сначала надо выяснить вопрос о самом слове «каста». Это слово, которое ныне столь широко распространено в литературе (особенно по социологии), пошло от португальских авантюристов, которые последовали за Васко да Гамой к западным берегам Индии. Само слово взято с латинского сакле, обозначающего чистоту породы. Испанцы первые применили это слово, но его приложение к индийской обстановке сделано португальцами. Современное произношение Слова заимствовано от французского слова сакле, которое появляется впервые в 1740 г. в официально-научном обиходе, а в широком распространении оно едва ли встречается ранее 1800 г. До этого слово произносилось как саз!. Испанское слово в XVIII в. применялось к обозначению потомков, получившихся от смеси европейцев, индейцев и негров. Португальцы употребили это слово, по-видимому, в смысле расы, или племени, или какой-то иной группировки людей. Довольно отчетливо их мысль выражена словами «святого совета» в Гоа, помеченного 1567 г.: «Язычники подразделяются на разные расы или касты большего или меньшего достоинства, считая христиан людьми более низкого порядка, и столь суеверны в своих категориях, что ни один человек из более высокой касты не может ни есть, ни пить с людьми более низкой».
Понятно, что иностранные наблюдатели, впервые натыкаясь на новое для них явление, охватили лишь поверхностные признаки социальной системы и поняли ее далеко не совершенно; они, например, просмотрели, что правила, предусматривающие пищу и питье, сравнительно изменчивы и скоротечны, а те, что касаются брака, являются поразительно устойчивыми и абсолютными. Во всяком случае, уже португальцы, по-видимому, подметили, что каста представляет собою систему, имеющую целью сохранение чистоты крови. С XVII в. основное понятие касты толковалось как главный фактор существующей в Индии социальной системы. Указанное наблюдение португальских иезуитов о чистоте крови заслуживает быть отмеченным, так как оно улавливает одну из основных тенденций кастовой системы, часто почти исчезающую от глаз наблюдателя или перепутываемую с другими задачами, но в действительности никогда и нигде не отмирающую окончательно. Во всяком случае, «каста», рассматриваемая под углом словопроизводства, мало помогает пониманию этого слова, и это естественно, так как с первых же шагов сравнительно узкая вывеска повешена была над гораздо более сложным содержанием.