Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 3
Чтобы пояснить встречающиеся нам на пути затруднения, достаточно сказать, что каста представляет собой продукт по крайней мере трех тысяч лет созидания и что все социальные навыки и обычаи индусов давно приспособлены и взаимно связаны с наличием кастовой системы. Чем система более сложно сорганизована, тем труднее ее менять, и кастовая система не является исключением из этого правила. Начиная с самых ранних времен и по сегодня мы встречаемся с движениями против этой системы, и многие из них добились разве лишь того, что умножили бедствие. Принципы, враждебные системе, насильно вносились в общество мечом мусульман, штыком португальцев и организованными миссиями европейцев и американцев в XIX и XX столетиях, но всем им не удалось оставить какой-либо след.
Размеры работы, нам предстоящей, также являются темой, заслуживающей серьезного размышления. Из 300 млн. народонаселения Индии 200 млн.— индуисты и 80 млн.— мусульмане. Двести миллионов первых состоят из разных расовых элементов, говорят на 90 приблизительно языках и свыше 100 наречиях. Затем индуисты разбиты на свыше чем три тысячи каст, большинство из которых имеет подкасты. Одна из этих каст, а именно брахманы, подразделяется более чем на 800 подкаст. Ни одна из них взаимно не брачуется, и большинство не ест вместе.
Размеры предрассудков, которые нам предстоит преодолеть, также фактор, ни в коем случае не заслуживающий пренебрежения. Социальная разница между человеком и человеком слишком велика, чтобы человек Запада мог себе легко ее представить. Брахман — святой человек, в то время как махар — гнусный и неприкасаемый. Между ними мы находим множество каст с бесконечными градациями. Слова "гнусный" и "неприкасаемый" нуждаются в объяснении. Если махар дотронется или хотя бы тень его падет на индуса высокой касты, этот последний считается оскверненным, и его самого нельзя касаться, и он не смеет войти в дом, пока не искупается. Как упростить эти отношения? Вот задача, которую нам предстоит решить.
Чтобы осуществить перемены в столь сложном обществе и столь высоко организованном, нужна сокрушительная сила, а где она? Можно было бы питать надежду, что отдельные люди обойдут эти препоны по их общему согласию и устранят несчастье, но эта мысль скоро обнаружила бы свою несостоятельность. Отдельные личности, особенно высших каст, не терпят при таком порядке особых неудобств в своем повседневном обиходе, хотя общество в целом, конечно, ослабляется этой системой. А раз они не находят каких-либо неудобств, предоставляя вещам идти тем ходом, каким они теперь идут, они не найдут импульса работать в противоположном направлении и тем попадать в затруднения. Но раз отдельные лица не могут устранить бедствия, обязанность сделать это выпадает на долю правительства или общества. Но правительство Британской Индии не заботится о том, чтобы реформировать общество, боясь, что его намерения будут поняты превратно, почему оно и остановилось на решении предоставить общество самому себе. Выполнение этой задачи могло бы выпасть на долю некоторых незаинтересованных людей, но они, вероятно, с тревогой подумают о будущем и едва ли сделают что-либо для устранения зла, иначе они восстановят против себя всех правоверных, сделаются непопулярными и вдобавок еще могут быть исключены из касты. Величайший источник силы, на который мы можем рассчитывать, это знание правильной истории касты, истории, еще не известной, но которая, весьма вероятно, подорвет многочисленные предрассудки, существующие в стране».
Мы с умыслом привели столь длинную выдержку, чтобы показать, как мыслит о касте Индия в лице просвещенного, исторически осведомленного и рационально мыслящего индуса. Если европейца может озадачить какая-то пестрота в изложении, скользящая с одинаковой серьезностью по вещам глубоким и почти наивным (для наших привычек суждения), если его не удовлетворит курьезный облик англичанина и американца, то против основных положений у него едва ли найдутся возражения. Каста с ее предрассудками — великое зло, влекущее для народа много горького, но это зло старое, сложно организованное, пропитавшее всю жизнь страны во всех ее подробностях. С кастой велась борьба непрерывная, но в этой борьбе были какие-то недочеты, почему она и не дала результатов. Для устранения или видоизменения (автор, по-видимому, склоняется больше в последнюю сторону) касте нужно прежде всего знание прошлого, а затем исключительное и всестороннее усилие борющихся со злом. Та же выписка опровергает многие заблуждения Европы, которой было угодно укорять индусов в упорном консерватизме, пассивности мысли, неумении взглянуть на вещи просвещенным взором, в нежелании разобраться в своих основных недугах.