Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 2
Но англичане и американцы, пишущие о касте, делают это не с единственной целью обратить на нее внимание соотечественников и посмешить их за счет этого безумия. Попадаются чудаки, которые смотрят на этот вопрос и с философским интересом, но последний мало, чем отличается от интереса, переживаемого энтомологом при наблюдении жизни муравьев.
А между тем сыновья Индии должны подходить к касте с совершенно другими чувствами. Для них это не тема, как для англичанина, чтобы потешиться над абсурдами, им приходится быть серьезными. Научный исследователь, раз он не индус, может смотреть на индусское общество бесстрастно, как врач, исследующий мертвое тело; но сын Индии не может оставаться внутренне безразличным. Чем более он думает над кастовой системой, тем лучше он понимает связанную с этим личную тяжесть. Как человек, взглянувший на рак, хотел бы отвести в сторону свои глаза, так и индус хотел бы прервать поток своих мыслей. Но такой неприязни он не должен поддаваться даже на мгновение. Как ни отрадно было бы блаженство неведения, но цена, которой оно покупалось бы, должна заставить нас отбросить всякую мысль о том, чтобы добиться блаженства таким способом. Вскрытие проблемы должно быть выполнено бесстрастно. Этот критический момент — вопрос жизни и смерти, и мы должны рассмотреть его Нет пути избегнуть этого.
Те, кто наблюдает кастовые различия и их бедственные результаты, склонны даже думать, что корабль касты ускользнул от контроля. Все, что я могу сказать: у нас нет основания отчаиваться. Методы исследования, дающие нам возможность определять причины и размеры бедствия и затем применять соответствующие лекарства, ныне гораздо более совершенны, чем раньше; а то дело, которое великие люди прошлого выполнили, оно перед нами, и мы можем избежать их ошибок. Все попытки, совершенные прошлыми деятелями, дабы сломить кастовую систему, не удались, но отсюда не нужно делать вывода, будто исчерпаны все возможные средства.
Эта книга написана специально для индусов, и я далек от надежды, что она окажется приемлемой для всех. Я не имел в виду писать ее для тех, которые считают, что кастовая система должна быть хороша, раз она введена нашими предками, так как наши предки были мудрее, чем мы, что мы, мол, ошибаемся, считая ее дурной. Я не пишу также и для тех, которые считают, что великие мудрецы, давшие законы в старые годы, были всеведущими, и, значит, слабый смертный наших дней не смеет критиковать их писания. Я пишу свою книгу для тех, которые при полном уважении к упомянутым мудрецам готовы допустить, что эти мудрецы были люди, и как люди, они были подвержены ошибкам, а раз они ошибались, то нет ни греха, ни невозможности их исправлять.
Европейские ученые, изучающие вопрос о касте, сосредоточивают свое внимание на понимании настоящего. Некоторые из них еще считают нужным рассмотреть, как появилось в мир это учреждение, но они редко пробуют задуматься над тем, что думает мыслящий индус о будущем касты и возможности ее видоизменения. Считаются ли они с этим или нет, это — другая сторона дела, но задуматься над этим для них, конечно, необходимо. Пока каста существует в Индии, едва ли индус вступит в брачные отношения или вообще в какое-либо социальное общение с чужестранцами, а если индусы начнут переселяться в другие места земли, индийская каста сделается мировой проблемой. Иностранец, попавший в Индию, останется здесь иностранцем целые столетия и никогда не сможет ассимилироваться с туземцами. Как огромна проблема, стоящая перед индусом, европейцу даже трудно понять. Народ Соединенных Штатов Америки, где существуют две касты, до некоторой степени скорее может постичь громадность этой проблемы. Было бы неплохо для этой республики, если бы ее ученые заняли более научную позицию по отношению к Индии, вместо того чтобы примыкать к европейским ученым и критиковать вместе с ними то учреждение, которое и мы сами считаем имеющим недостатки, но также не знаем, как их исправить.