Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 1
Хотя каста является лишь одной из частностей быта Индии, или только одним из слагаемых ее религии, но тем не менее мы посвящаем ей специальный раздел, дабы более внимательно и обособленно заняться этим своеобразным институтом. Нужно сказать, что европейская мысль при решении вопроса о касте вела себя всегда и торопливо и небрежно. Тут оказала значительное влияние самоуверенность европейской науки, давно убедившей себя, что, изучив европейский пятачок, она нашла и прочно определила все законы человеческой жизни, а главное, установила единство этой жизни, распространенное на всю огромную площадь нашей планеты. Отсюда при решении социальных вопросов вне Европы эта гордая наука подходила к ним с готовыми рецептами, без труда и скоро находила нужные ей аналогии, а за ними и вывод. В Европе и у нас можно натолкнуться часто на людей, для которых каста не представляет даже и вопроса: она — то, что пережила давно Европа и что будет пережито и Индией, она — нечто глупое, вредное, несправедливое и искусственное и, уж конечно, дикое и отсталое. В этом отношении к трудному вопросу вы чувствуете не только предвзятость мысли и настроения, этого губительнейшего яда для всякого научного исследования, но и нежелание изучать явление, т. е. вялость научного напряжения.
Но Европе было трудно разгадать и выяснить касту, так как для этого недостаточно прочитать нужные книги, а для многих недостаточно даже и побывать в Индии. Каста, существующая едва ли менее трех тысяч лет, исповедуемая почти всей Индией, т. е. человечества, разбиваемая по крайней мере на три тысячи крупных видов, не считая более мелких подразделений (подкаст), каста, победившая в длинной истории всякие преследования, гонения, крестовые походы, террор и агитацию, каста гибкая, как змея, и меняющая цвет, как хамелеон, но умеющая сохранить свою сущность, каста, обставленная тысячами правил, начиная от высоко философских положений (понятие о дхарме) и кончая правилом о том, кто у кого может обрезать ногти на пальцах ноги Разве каста представляет собою такое явление, в котором легко разобраться и о котором легко (и можно) создать отчетливое научное суждение? И можно ли, судя лишь по внешней стороне, такое многовековое и могучее по распространенности явление, как каста, приравнять к европейским цехам, нашему старообрядчеству, монашеским орденам и т. д., хотя совпадающие стороны могут оказаться и налицо?
Но если каста встретила несолидное к себе отношение в Европе, то нельзя сказать, чтобы и у себя на родине она нашла единодушное и научно-вразумительное суждение. Хотя, казалось бы, Индия и должна знать свое детище, но трудность исследования вопроса здесь усугублялась необходимостью чисто теоретическое решение часто связывать с практическими результатами и целями. В Индии относительно касты существовал не только вопрос: «что это и откуда», но и рядом неизбежный вопрос: «что делать, чтобы или в касте что-то исправить, или касту уничтожить?» Но предоставим для выяснения индийской точки зрения голос авторитетному индийцу.
«Тайна касты — тяжелая проблема для понимания иностранцев. Я сомневаюсь, разберется ли в этой проблеме человек, который не жил долго в Индии, если он прочитает мою книгу. Даже человек, много лет проживший в Индии, не поймет, что такое каста. Он будет думать, что у этого странного народа, называемого индусами, должен быть какой-то особый склад мыслей, на постижение которого не может претендовать иностранец. Некоторые считают, что бессовестное духовенство увлекло своих соотечественников в эту западню безумия, чтобы сохранить над ними свою власть.
Как бы то ни было, англичане находят, что каста в Индии является интересным учреждением. Совершенно естественно, что не какое-либо иное чувство, а лишь чувство насмешки должен испытать англичанин. Он может вволю потешиться над абсурдами и противоречиями в столь устарелом и сложном институте. Чем более безумия в учреждениях иноземцев, тем большая при этом чувствуется радость. Англичане охотно ведут небольшую милую болтовню за столом на тему о касте. Американский миссионер, со своей стороны, также находит тему весьма полезной в целях побуждения своих соотечественников к сбору денег, дабы спасти двести миллионов душ от язычества.