Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 17
В наше время наиболее сильное влияние на повышение или понижение касты, что может повести к созданию и новой касты, оказывает практика второбрачия вдов. С надвижением новой обстановки на Индию — железные дороги, расширение начального образования, почта, телеграф, газета — начинают в затаенную область касты проникать рационализм и критика; они прежде всего должны натолкнуться на изуверские стороны касты: детский брак, окаменелость вдовства и т. д. Но первый имеет некоторую отдушину в факте отсрочки реального брака до приблизительной возмужалости детей, вдовство же остается непоправимым. Отсюда некоторые члены определенных каст начали проникаться сознанием, что запрещение вдовам вступать в брак является институтом в высшей мере прискорбным и жестоким, и при помощи своих брахманов они стали работать над тем, чтобы дискредитировать и устранить его. Но это освободительное движение вызвало в более консервативных кругах реакцию, желание подчеркнуть стародавность и святость института, а на фоне этого кастового усердия приподнять свое собственное положение. Началось дело с воздержания вступать в брачные отношения с людьми, практикующими запрещенные вещи или нестрогими в кастовом отношении, и, значит, формирования своей подкасты, которая обычно усваивает звучное наименование, произведенное от какого-либо из знаменитых мест, вроде Айодхья или Канаудж, и выделяет себя как биягут, или бегута («состоящий в браке»), дабы этим намекнуть на ортодоксальный характер своих матримониальных учреждений. Так, например, авадхия, или айодхия-курми Бихара и канауджия-курми Соединенных провинций очень гордятся тем, что они не позволяют вдовам вторично выходить замуж, причем они уже покушаются установить хотя бы некоторые шаги в том направлении, чтобы получить право быть признанными кшатриями; в этом случае они неудачно ссылаются на свое родство с Шиваджи, Синдией и с семьей нагпурских Бхонсле. В Бихаре им удалось достигнуть более высокого ранга, чем обычные курми, хотя ни общественное мнение, ни высокие касты не признают этих парвеню за кшатриев и даже за особую касту.
В Пенджабе разница между джатами и раджпутами, несомненными потомками одного индоарийского ствола, заключается главным образом в том, что первые допускают второбрачие вдов, а вторые строго от него отказываются. То же можно наблюдать в горах Кангры, наиболее индуизированном уголке Пенджаба, где мусульмане никогда не могли встать прочной ногой; здесь разница между кастами таккар и ратхи, принадлежащими к низкой категории горных раджпутов, сводится, как говорят, к тому, что ратхи допускают брак вдов, а таккары — нет. В Южной Индии также наблюдается подобное движение. Среди нищенствующих каст, которые составляют почти 1% тамильского населения, пандарамы считаются самыми высокими, так как они воздерживаются от мяса и алкоголя, а главное, не разрешают вдовам вступать в браки.
Представленная картина типовых группировок каст вновь подтверждает, насколько сложен рассматриваемый нами вопрос. Перед нами не каста в оголенном или одноэлементном составе, а кастовая система, как это и понимает Кеткар, т. е. социальная группировка, построенная на сложном комплексе элементов, которые сложным влиянием разноценных- факторов вызывают к жизни касты или уничтожают их, заставляют их претерпевать процессы интеграции или дифференциации (последнее чаще) и, наконец, подвергают их многоликой эволюции. Та же картина представила нам несколько наглядных примеров как создания каст, так и их видоизменений, и эти примеры, наблюденные с достаточной точностью, дают нам ключ к разумению тех процессов в старой и даже древней Индии, которые совершались на заре изучаемого нами явления. Зная процессы в ближайшее время и пользуясь осмотрительной аналогией, мы можем с большей легкостью подойти к истоку кастового явления, не злоупотребляя излишним надумыванием рабочих гипотез. Наконец, те же примеры показали, что жизнь касты и ее чистота или ценность окружены преступностью: касту воруют, подделывают и т. д.; это должно поставить исследователя в более осмотрительное положение при изучении вопроса, так как среди элементов и обстановки, естественно создающих и меняющих касту как органическое явление, он может наткнуться на причины фиктивного характера, которые получают, свою силу лишь по недосмотру и близорукости среды, и в .ином, случае они оказались бы гнилыми и беспомощными.