Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 20
Одна каста будет выше или ниже другой и будет занимать определенную позицию в зависимости:
1) происходят ли ее современные представители от той или другой касты теоретической индусской системы, т. е. от четырех классических и близких к ним, хорошо известных;
2) принимают ли брахманы воду от определенных каст,— это относится более к Северу;
3) будут ли брахманы высокого состояния обслуживать те или другие касты;
4) если определенные касты и не пользуются высокими брахманами, то не пользуются ли они своими брахманами, ранг которых может меняться по обстоятельствам;
5) касты совершенно не пользуются брахманами, но нет ли у них своих жрецов;
6) позиция некоторых каст повысилась оттого, что они ввели у себя детские браки или покинули обычай второбрачия вдов;
7) положение некоторых каст понизилось благодаря жительству в определенных местностях;
8) позиция некоторых каст изменилась благодаря какому-либо занятию, притом особым или специальным способом;
9) некоторые касты могут требовать услуг деревенского цирюльника, деревенского носителя паланкина, деревенской повитухи и т. д., а другие — нет;
10) некоторые касты не могут вступить во двор некоторых храмов;
11) некоторые касты подлежат специальным табу, как, например, они не могут пользоваться деревенским колодцем, могут черпать воду лишь своими сосудами, должны жить вне деревни или в определенном квартале, должны покинуть дорогу при проезде высококастового человека или должны давать сигнал о своем приближении;
12) в случае анимистических племен степень пережитков тотемизма и степень усвоения индусских обычаев будут ясными указателями на ступень, занимаемую кастой.
Мы видим, как курьезны и условны те народные приметы, по которым определяется взаимное достоинство каст. Тем не менее нужно отдать должное британским статистикам, которые с большой энергией ухватились за своеобразную народную программу, и при трудолюбивом терпении, поддержанном интеллигентной помощью туземных авторитетов, им удалось много пролить света на темный и сложный вопрос в народной жизни Индии.
Мы не в состоянии набросать всю картину иерархического распределения каст Индии, но дабы ознакомить читающего, как обстоит дело с группировкой каст в каком-либо районе Индии, воспользуемся работой Риели по Бенгалии.
Все индусское население, насчитывавшее 19 млн., было разделено на девять классов. Первый класс был предоставлен брахманам, которых было больше 1 млн., или 6% всех индуис-тов в Бенгалии. Конечно, этим классом не объединялось что-либо однородное, далеко нет. Между брахманами бархи, претендующими на свое похождение от предков из Канауджа, привезенных когда-то Ляшварой, и брахманами барна, обслуживающими низшие касты, из рук которых чистые брахманы даже не примут воды,— огромная разница. Но есть еще виасокта-брахманы, обслуживающие касту чаши-кайбарта, стоящие столь низко, что их собственные «духовные дети» не принимают пищу в их домах. Эти виасокта — вероятные потомки старинных жрецов.
Во втором классе соединено небольшое количество каст, наверху которых стоят раджпуты, считающие себя потомками чистых раджпутов далекого индоарийского района. Они насчитывают в своих рядах несколько более 100 тыс. и, вероятно, включают в свою среду значительное число семейств, принадлежащих к местным группам удачников, которые в свое время приобрели землю и достигли титула раджпутов, опираясь на свое привилегированное местное положение. За раджпутами следуют вайдья, по традиции — врачи, и каста писцов — кайястхи. Первые фигурируют в качестве соврехменных представителей амбаштхов Ману и претендуют на старшинство по отношению к кайястхам. Эти последние, с другой стороны, считают себя потомками кшатриев, обратившихся к умственному труду, отрицают родство вайдья с амбаштхамш и считают их местной кастой, неизвестной в больших центрах индуизма и не более столетия тому назад еще бывшей шудрами; с этого же момента якобы они надели на себя священный шнур, подкупив брахманов, чтобы они признали их новые права.