Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 21
В третий класс, насчитывающий три миллиона, входят функциональные касты, раньше называемые навасакха (девять «ветвей», или «стрел»), и другие, «чистые» шудры, из рук которых высокие касты принимают воду и которых в духовном отношении обслуживают брахманы высокого класса. Кондитеры, продавцы парфюмерии, производители бетеля, продавцы масла, садовники, горшечники и цирюльники входят в эту группу, состав которой и степень высоты, по-видимому, давно предопределены соображениями практического удобства. Приготовление индусской пищи является процессом очень сложным, требующим повторных и длительных омовений и разной категории ритуальных правил, что не может быть выполнено во время путешествий; и для удобств правоверного путешественника почтенной касты существенно важно, чтобы он мог добыть себе сласти разного вида, не беспокоясь за требуемую «чистоту» людей, у которых он их приобретает. Вот почему в вопросах пищи и питья касты разумно эластичны. Так, было установлено, что ни лед, ни содовая вода не могут быть приравнены к воде в смысле доставляемого осквернения; также имеются специальные исключения по отношению бисквитов, сластей, медицинских препаратов и т. д.
В четвертый класс входят только две касты: чаши-кайбарта и гоала, от которых вода принимается высокими кастами, но брахманы которых считаются пониженного достоинства. Интересно, что Риели предвидел в 1891 г. повышение в достоинстве первой касты. И действительно, через десять лет чаши-кайбарта уже называли себя махишья — потомками легендарного перекрещивания между кшатриями и вайшьями и выступали уже как отдельная каста.
Пятый класс содержит довольно сложный набор каст, включающий байштам, сунри и субарнабаник, от которых высокие касты обычно воды не принимают. Их позиция определяется также тем фактом, что, хотя деревенский цирюльник будет их брить, но он не станет обрезывать на ногах у них ногти и не примет участия в их брачных торжествах.
Шестой класс составляет длинный перечень каст, насчитывающих почти восемь миллионов, которые не едят мяса, свинины и птиц, но от которых более высокие касты никогда не примут воды. Службу у них отправляют брахманы пониженного достоинства, обычные цирюльники откажутся их брить, и некоторые из них поэтому держат своих собственных цирюльников. Но большинство из них могут еще отдать свое белье в стирку деревенским прачкам. Типичными членами этой группы являются багди (более 1 млн.), дравидийские земледельцы и рабочие; джелия, или рыбаки кайбарта (более 400 тыс.), намашудра, или чандалы; поды (более 400 тыс.), рыбаки и земледельцы, и раджбансичкоч, большинство которых мелкие земледельцы.
Седьмой класс представляет собою низшую ступень бенгальской социальной системы каст; представители ее едят всяческие виды нечистой пищи, их прикосновение оскверняет, у них не станет служить и самый низкий брахман, и на них не будут работать ни цирюльник, ни прачка. Группа включает в себя мусорщиков домов и гари, кожевников чамаров и мочи и, наконец, баури, которые едят крыс и чтут собаку как свой тотем.
Представленная картина очень типична и для других районов; разница будет лишь в оттенках и резкости кастовых различий. На Юге нужны были бы другие признаки, и дело шло бы не о брахманах, которыми пользуются, не о воде, которую примут или нет, и не о цирюльнике с прачкой, а, например, о предельных расстояниях, с которых представитель высокой касты оскверняется другими, как об этом говорилось.
Мы до сих пор обошли почти молчанием число существующих в Индии каст, упомянув лишь замечание авторитетного Кеткара, что их более 3 тыс. Перепись 1901 г., во время которой большое внимание было посвящено кастам, насчитывала 2378 главных каст и племен. Насколько нам известно, число различаемых каст впоследствии особенно не возросло. Конечно, это число предельно малое, ибо осторожность заставляла во многих случаях отказываться от сомнительной касты, отбрасывать слишком малые числом, не подсчитывать подкасты, раз основная каста установлена, и т. д. Действительность должна бы вскрыть их значительно больше. Но, как справедливо говорит историк Смит, будет ли их 2 тыс., 3 тыс. или 4 тыс., это не имеет практического значения. Каст много, они исчерпывают все индусское население, захватывая значительно и другие расы,— это самое важное, а оно показывает, что кастовая система всеобъемлюща и что «в Индии пока нет человека, стоящего вне касты». А сколько этих кастовых «ящиков» в точности, это будет вопросом глубоко специального характера. Да установка точного числа — если бы это было даже возможно — отвечала бы лишь одному историческому моменту, так как следующий принес бы известное число вновь появившихся каст и какое-то другое число уже исчезнувших Общее число было бы уже иным.