Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 18
Попробуем теперь присмотреться к самым крупным кастам, так как затронуть хотя бы среднекрупные — значит, подойти к сотням каст, что перейдет масштаб нашего изложения и введет нас в область легко забываемых, да и мало полезных, подробностей. Нам будет достаточно опознать емкость каст (число членов); ее географическое распределение и основное (традиционное) занятие, если последнее мы в состоянии наметить. Это будет чисто статическая картина каст, относящаяся, правда, к наиболее крупным слагаемым, но позволяющая делать заключение и по поводу более мелких. Но в кастах останется еще вопрос, имеющий немалое политическое и вообще многообразное значение,— это вопрос об иерархии каст, об их сравнительном достоинстве. Этому вопросу мы посвятим наше внимание потом. Следующая, таблица (стр. 126—128) показывает перечень наиболее крупных каст в Индии. Названы самые эффективные средства для дезинфекции.
Этой таблицей мы воспроизводим статистическую систематику британцев, в которой немало условностей и неточностей. Считать бирманцев, белуджей или патанов за касту; конечно, нет никаких оснований; даже бхилы, гонды, коли и санталы до самых последних времен все еще держались вне социальной системы индусов. Точно так же есть своя доля натяжки среди каст показывать шейхов, сайидов, даже, пожалуй, маратхов, но с этим мириться уже можно. Нужно еще подчеркнуть, что представленные цифры, обозначающие количество людей в касте, да и самые наименования каст, особенно небольших, должны быть принимаемы крайне условно. За этими недочетами таблица представляет данные для следующих выводов. Географическое распределение каст подтверждает то положение, что территориальность не заложена прочно в понятие касты. Из них есть такие, которые разбросаны по всем углам Индии, и едва ли при таких условиях жизни, считаясь с отсутствием у касты современных средств связи, возможно удержание реальных взаимоотношений и авторитета не только между отдельными членами, но даже и между значительными группами. И мы видим, как в касте начинается неизбежная дифференциация и вытекающее из нее понижение в иерархии. В сущности, каста сохраняет лишь имя, но физиономия отдельных ее групп глубоко может быть различна. Кстати говоря, нам теперь ясно, почему каста всегда боролась против далеких отрывов своих членов: не пускала за Инд, сурово карала за уход через «черные воды», снижала в ступенях даже недалеко уходящих; все отрывы расшатывали единство и массу касты, создавали ереси, давали повод к злоупотреблениям и т. д. Но все же при всей слабости принципа территориальности мы видим, что касты могут быть подразделены на две группу: разбросанных и локализованных. Первые мы находим по всей Индии, вторые сосредоточены в отдельных провинциях и даже районах Индии.
Типичный пример широко разбросанной касты мы видим в лице брахманов, насчитывающих в своей среде свыше 14 млн. и представляющих от 10% населения в Соединенных провинциях, Центральной Индии и Раджпутане, до 3% в Мадрасе, Центральных провинциях и Бенгалии и 2% в Ассаме и Чхота-Нагпуре. Такое распределение вполне согласуется с историей и традициями касты: брахманы количественно наиболее сильны в их первичном центре (почти 5 млн. в Соединенных провинциях) и наиболее слабы в отдаленных районах, населенных по преимуществу неарийскими племенами, которых брахманское влияние коснулось лишь слегка. Но едва ли может быть сомнение, что многие брахманы из живущих в отдаленных районах созданы были на месте простым процессом переноса титула брахмана на племенных жрецов местных божеств. Так называемые барна-брахманы, которые обслуживают в Бенгалии низшие касты, вероятно, этим путем получили жреческое достоинство. Такую же распространенность по территории обнаруживают некоторые функциональные касты, но их расовый состав, вероятно, меняется в зависимости от местности. Однако эти касты редко, даже при однородности труда, имеют между собою сношения, может быть потому, что пространство легко разбивает связь между этими малокультурными кастами, а еще вернее потому, что многие из них возникают на месте самостоятельно. Так, например, кожевники Северной Индии (чамары и мочи), насчитывающие свыше 11 млн. и составляющие 12% населения Соединенных провинций, соответствуют чиккилианам (свыше 500 тыс.) и мадига (755 тыс.) Мадраса, но кастовой связи между ними нет.