Касты ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Касты ИндииСтраница 16
Другой пример того же самого процесса представляют бенгальские бархи-брахманы. Обычная легенда повествует, что в начале XI в. раджа Адишвара, убедившись, что осевшие тогда в Бенгалии брахманы слишком невежественны, чтобы совершать для него некоторые из ведийских церемоний, обратился к радже Канауджа Каньякубджи за жрецами, опытными в священном ритуале ариев. В ответ на просьбу были посланы Адишваре пять канауджских брахманов, которые привезли с собою своих жен, священный огонь и жертвенную утварь; от этих пришельцев (каньякубджа) и произошли бархи-брахманы. Все это очень правдоподобно: Адишвара сделал то, что раджи отдаленных и мало правоверных районов (каким и была Бен-галия в XI в.) постоянно делали и делают еще и теперь. Местный властитель, отброшенный далеко от больших центров брахманского учения, каким-то путем начинает постигать недостаточность или ошибочность совершаемого около него церемониала. Он посылает за более авторитетными брахманами, дарит им земельные участки возле своей резиденции и приступает под их диктовку к реформированию как личного поведения, так и религиозного распорядка, следуя при этом образцу благочестивых царей, вознесенных брахманской литературой на степень идеала, обязательного для всякого монарха. Брахманы придумывают для своего покровителя генеалогию очень почтенной древности и снабжают его какой-либо красочной фамильной легендой, и с ходом времени при помощи денег и дипломатии раджа успевает получить признание как член местной раджпутской общины, т. е. как член касты кшатриев. Это, однако, не значит, что действительные раджпуты пойдут на признание этих претензий. Но и брахманы, связавшие свою судьбу с судьбой властителя, не сохранят своего статута среди той общины, которую они покинули, и они пройдут ту стадию, о которой сказано выше.
Случайно при таких эмиграциях, правда, как редкое исключение, может осуществиться скорее даже социальное повышение, чем деградация. В Чанде, отдаленном округе Центральных провинций, некоторая группа людей по переписи 1901 г. зарегистрировала себя как баранки и утверждала, что она происходит из клана раджпутов в Ориссе, которые когда-то пришли в Нагпур в свите раджей Бхонсле и несли при них военную службу. Но в Чхота-Нагпуре имеется группа, также бараики или чикбараики — подкаста касты панов, рабочие-ткачи и плетельщики корзин, которые выполняют разные работы у более развитых дравидийских племен и еще недавно жили на окраинах в деревнях гондов, для которых они раньше доставляли детей, назначенных для жертвоприношений. Конечно, в данном случае может быть и простое совпадение названий, но немало шансов и в пользу того, что бараикская группа раджпутов в Чанде ведет свое начало от этого очень скромного чхота-нагпурского источника. «До дней железных дорог и полуанновой почты,— говорит по этому поводу статистик-наблюдатель,— подделку подобного рода практически нельзя было открыть».
7. Касты, образованные в результате перемены обычаев. Образование новых каст как следствие небрежения к установленным обычаям или усвоения новых ритуальных приемов, а особенно иного занятия является в кастовой системе заурядным явлением с самых далеких дней. Законы Ману говорят о том, как люди трех дваждырожденных каст, не получившие в нужное время посвящения в таинства или предавшиеся запрещенным занятиям, становятся вратья, или внекастовыми, сношение с которыми наказывается в двойной мере и потомки которых признаются отдельной кастой. Жить как вратья уже само по себе вызывает исключение из первоначальной касты, и брахман, совершающий для таких людей службу, подлежит покаянию. Идея подобных изменений глубоко присуща кастовой системе, и примеров этому очень много. Иногда совершившаяся кастовая перемена фигурирует в традициях касты под формой претензии или намека на более высокое происхождение, чем допускаемое устоявшимся общественным мнением. Например, «Сканда-пурана» рассказывает один эпизод из похода Парашурамы против кшатриев; смысл рассказа — показать, что кайястхи по рождению — кшатрии чистейшей крови, но за допущение обрядов шудр они были названы вратья, или внекастовыми кшатриями. Бабханы, или бхуинхары Соединенных провинций и Бихара, по данным некоторых легенд, были когда-то брахманами, но потеряли свое положение потому, что стали заниматься земледелием.