Теория кастыКультура и общество / Этнографическая Индия / Теория кастыСтраница 9
Сенар, подвергший эту теорию критике, упирает на два пункта. Прежде всего, он не разделяет мнения о роли, которая в теории приписывается брахманскому влиянию, и отвергает предположение, что строгий кодекс правил, оказывающий столь абсолютную власть над людской совестью, мог быть только современной выдумкой, искусственной по своему характеру и эгоистичной по своей цели. Во-вторых, он возражает против той исключительной важности, которую, как ему кажется, придает Иббетсон общности труда, и утверждает, что, если бы таковая действительно была первичным, связующим принципом касты, тенденция к непрерывному ее разделу и дислокации должна была бы быть гораздо менее заметной: сила, которая вначале соединяла разные разбросанные атомы, продолжала бы держать их соединенными до конца. По второму пункту Сенар еще дополняет, что цехи всегда были организацией, отражающей общность труда, и, конечно, имеют некоторую аналогию с кастой, но кто же их станет смешивать? Цехи ограничивают членов определенными рамками экономики, за пределами которой люди вольны и свободны, каста же не довольствуется экономикой, она проникает всюду: в общественные вопросы, домашние, в брак, еду, блюдет чистоту крови, посягает на совесть человека. Правда, у гильдии, как и у касты, есть святые патроны, есть общие обеды, но ведь этих патронов и эти обеды можно найти во всяких корпорациях и организациях, где религиозный аспект сохраняет еще силу. Сенар делает в этом месте ссылку на Гуру Прошад Сена по, естественного знатока касты, который, определяя основные черты ее, совершенно выбрасывает профессию.
Мы не будем останавливаться дольше на скромной попытке Иббетсоиа, которая говорит лишь о произвольных этапах касты, разнородных и логически между собою не связанных, относящихся только к Пенджабу и, кроме того, совсем лишенных конкретной исторической перспективы. В ней интересны лишь отдельные элементы касты, выделенные автором с присущей ему добросовестностью.
Гораздо серьезнее, ярче, а главное, смелее теория Нес-филда, которая в основу касты ставит занятие, считая ее прежде всего делом профессии, или, выражаясь словами Несфилда, «профессия и только профессия, как я думаю, явилась базой, на которой была построена вся кастовая система Индии». Нужно заметить, что, как ни естествен такой подход к анализу касты, так как общность занятий в касте это первое, что бросается в глаза, но все же теория Несфилда мало имеет союзников. Особенно сильной атаке подверглась эта теория со стороны Риели. Приведем ее основные линии. Несфилд принадлежит к категории тех теоретиков, для которых нет сомнений и которых не смущают никакие неудачи. Вдохновленный систематикой Конта, он сложную и запутанную тему об индийской касте перечерчивает на последовательную серию групп и потом в точности объясняет, как каждая из них появилась на указанном ей месте. Особенно возмущает Риели как антрополога та база, на которой Несфилд строит свою теорию, а именно: существенное единство индийской расы, основанное, по его мнению, на «физиологическом сходстве», а это доказывает, что «за последние три тысячи лет по крайней мере не существовало действительной разницы в крови между ариями и аборигенами, разве только в немногих изолированных районах»; иначе говоря, арийская раса завоевателей совершенно была поглощена туземным населением, как были им поглощены португальцы. Полученная таким путем однородная масса делится Несфилдом в районе, подлежавшем его обследованию (Соединенные провинции Агры и Ауда), на следующие семь групп, среди которых он и разместил касту, зарегистрированную в переписи 1881 г.:
I. Бескастовые, племена. III. Касты ремесленников.
II. Касты, связанные с землею: IV. Касты торговцев.
А. Связанные с бродячим V. Служебные касты, состоянием. VI. Касты жрецов.
Б. Связанные с рыболовецким состоянием. VII. Религиозные ордена.
В. Связанные с пастушеством.
Г. Связанные с земледелием.
Д. Поземельные собственники и воины.
Порядок групп, набросанный Несфилдом, основан на принципе, что «каждая каста или группа каст представляет ту или другую из прогрессивных ступеней культуры, которые отметили собою индустриальное развитие человечества не только в Индии, но и в любой стране мира, где сделан был какой-либо подъем от первобытной дикости до искусств и промышленности цивилизованной жизни. Ранг той или иной касты в смысле высоты или низкого ее положения зависит от того, принадлежит ли каста к передовому или к отсталому состоянию культуры; и,