Теория кастыКультура и общество / Этнографическая Индия / Теория кастыСтраница 14
Ход рассуждений, применяемый Риели для обоснования своей теории, следующий: в случае такого комплексного феномена, как каста, для формирования которого нужно предполагать наличность известного числа тенденций, все, что можно сделать, это выделить одну или две руководящие идеи и показать, как могло проявиться их влияние на установку явлений, которые действительно существуют. Следуя путем такого анализа, казалось бы, можно выделить два элемента в росте чувства касты: базу факта и надстройку фикции (то, что мы назвали бы идеологической надстройкой). Первая широко распространена, если не универсальна, последняя свойственна Индии. Где бы в истории мира один народ ни покорял другой, внезапным ли нападением или постепенным захватом территории, победители обычно брали местных женщин себе в жены или наложницы, но дочерей отдавали замуж только между своими. Раз оба народа оказываются одной и той же расы или по крайней мере того же цвета, такая первичная стадия гипергамии скоро изживается и наступает полное слияние. Где же, наоборот, имеется заметная разница в расе и цвете, и особенно если господствующий народ непрерывно пополняется людьми своей крови, ход событий пойдет по иной линии. Тогда получается тенденция к образованию класса смешанных как результата незаконной связи мужчин более высокой расы с женщинами более низкой; этот класс брачуется потом только в своей среде и представляет собою по целям и особенностям касту.
В этом буквальном или психологическом смысле каста не ограничена лишь Индией. Она встречается в резкой форме в южной части Соединенных Штатов, где негры вступают в брак в своей среде, а разные смешанные расы — мулаты, квартероны и октороны — имеют резко очерченное брачное право в своей среде и практически устранены от законной связи с представителями белой расы. То же самое явление можно наблюдать среди смешанных рас Канады, Мексики, Южной Америки и между евразийцами Индии, которые не вступают в брак с туземцами и только разве случайно — с чистокровными европейцами. Примеры того же самого процесса можно наблюдать в Гималаях, где, как нигде в Индии, живут и поныне правила, установленные с исключительной точностью в древних законниках индусов.
Базируясь на эти аналогии, нетрудно построить приблизительную линию процесса, который должен был иметь место, когда вторая волна индоариев вступила в Индию через Гилгит и Читрал. Вначале это была однородная масса, слабо снабженная женщинами, население которой быстро переросло свое первичное обиталище. Группа (отряд) наиболее предприимчивых удальцов двинулась вперед для захвата себе новых территорий среди соседей дравидов; они представляли собою боевой отряд, захвативший с собою немного женщин или совсем их не взявший. Арийские казаки покорили более низкую расу, заняли позицию победителей и захватывали женщин по мере надобности. Затем эти завоеватели оказались оторванными от первоначального племени частью расстоянием, частью новыми союзами. Женясь на пленных женщинах, они до некоторой степени изменили первичный тип, но известная доля расовой гордости у них осталась, и, когда они наплодили достаточно женщин для удовлетворения брачных нужд и для установления определенного баланса, они плотно замкнули свои ряды, чтобы не допустить дальнейшей смеси крови. С этого момента они стали кастой, похожей на касты нашего времени. Когда число их возросло, молодой выводок вновь оторвался от своего племенного гнезда и сделался основателем раджпутских и псевдораджпутских династий по всей Индии.
В каждом случае полное слияние с низшей расой устранялось тем фактом, что победители только брали жен среди населения, но не давали ему своих. Фактически они относились к дравидам так, как некоторые плантаторы в Америке к невольницам из Африки, которых они ввозили. Это — грубый набросок того, что Риели берет как конечную базу касты, базу, столь обычную для Индии и на некоторых ступенях общества для всего мира. Принцип, на котором покоится система, это — чувство расовой разницы, подсказанной разницей цвета, чувство достаточно еще слабое, чтобы уберечь мужчин господствующей расы от связи с женщинами, которых они захватили, но все же достаточно сильное, во всяком случае, не допустить мужчин, которые побеждены, до одинаковых с победителями прав в сфере брачных отношений.