Теория кастыКультура и общество / Этнографическая Индия / Теория кастыСтраница 4
Как понимал автор четыре варны? Брахманы, по его характеристике, представляли собой такую же группу людей; какую наблюдаем и ныне в Индии. Исключая 30 перечисленных автором занятий, брахманы могли отдаваться самому широкому виду труда. Брахманы представляли собой не только одну касту, но и одно джати; чистота крови брахмана обеспечивалась сложным рядом правил, очень требовательного характера. Брахманы занимали высшее положение в обществе.
Кшатрии, по-видимому, никогда не образовывали касту к никогда не составляли связного целого. К ним причислялись как королевские семьи некоторых племен, так и целые племена, которые господствовали над одним или суммой других племен. Термин «кшатрия» применялся вне зависимости от расы или цвета. Это давало возможность каждому завоевателю; или авантюристу; или целому предприимчивому клану попасть через ворота индуизма в разряд кшатриев. Это мы наблюдаем в Индии и сейчас.
Вайшья также не представляли собой одной касты, а сложный коллектив, включавший в себя скотоводов, земледельцев к торговцев. Характерно, что автор Ману рекомендует вайшье изучать цену камней и металлов, знать разные страны, выгоду и потери, цены, языки, продажу и покупку, но он не советует ему изучать ремесла, например плотника, сапожника, цирюльника.
медника, ткача, делателя масла и т. д. Это подтверждает теорию об арийском происхождении первых трех варн. Арии, видимо, в Индии натолкнулись на давно осевшее, «технически более передовое население». Как всегда бывало в таких случаях, прародительские занятия (у китайцев — земледелие, у ариев — охота и скотоводство) получили колорит почетных, высоких, а занятия побежденных, хотя бы то были врачи, актеры и т. д., низводились на степень низменных, грязных. Так и нужно понимать наставление автора сборника.
Варна шудр не представляла собою касты или группы каст, составленной из лиц одного и того же статуса. Наш автор, да и, вероятно, брахманы его района, включали в эту варну разное число каст и племен: сюда входили как низшие касты, так и правящие племена, пренебрегавшие священными правилами; среди шудр были и правители. Шудры были и богатыми людьми, некоторые являлись собственниками рабов. В чем пролегала разница между вайшьей и шудрой? По-видимому, не в области того или другого вида занятий, потому что были шудры, которые являлись пастухами и земледельцами, и, наоборот, были вайшьи, занимавшиеся ремеслами; и не в области социальных различий, так как шудры занимали, по-видимому, все социальные ступени; значит, как экономические, так и социальные границы между вайшьей и шудрой не были ярко очерчены и часто стирались. Главная разница сводилась к тому, что вайшья был двиджа (дваждырожденный), а шудра им не был. Это приводит к выводу, что грань прокладывалась чисто этническая: для причисления к разряду двиджа нужно было иметь прежде всего арийскую кровь. Об этом же принципе крови говорит и слово «джати» — термин, как видели, чисто биологический.
У Ману мы уже находим функциональные касты. Последние пересчитаны как уже нечто определенное, законченное, почему судить о генезисе этих каст трудно. По-видимому, расовые особенности играли какую-то роль в распределении труда. Можно также догадаться, что многие прежние цехи превратились в касты. Приведем примеры этих каст.
Сайрандхра описывается как человек, искусный в украшении и услужении своему господину; он не раб, но живет, как раб, и промышляет ловлей животных. Майтреяка описывается сладкоголосым певцом, который звоном в колокол возвещает появление зари и непрерывно восхваляет великих людей. Каравара — работник по коже; пандусопака—делатель челноков; антьявасайи — занят в обряде похорон и презирался даже людьми, исключенными из общины ариев. Далее текст говорит: «Для сут [подобает] уход за лошадьми и колесницами; для амбаштхов — врачевание, для вайдехаки — служение женщинам, для магадхов — торговля. Для .нишадов — рыболовство, для айогавы — плотничество, для медов, андхров, чучу и мадху — охота на диких животных. Для кшаттаров, угр и пулькасов — ловля и умерщвление [животных], живущих в норах, для дхиг-ванов — обработка кожи, для венов — игра на музыкальных инструментах».