Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 16
Сказанный обыденный ритуал разнообразится праздничным. В известные дни бог, поставленный на колесницу, меняет свое местопребывание, и сотни, тысячи верующих, споря и ругаясь за места, впрягаются в этот тяжелый нескладный экипаж. Колесницу возят несколько раз (чаще семь) вокруг озера или пагоды и возвращают назад или временно перевозят бога на новое место Певицы и танцовщицы, девадаси, т. е. служанки бога, составляют необходимую принадлежность как крупных святилищ, так и этих особых празднеств. Этот своеобразный институт, аналогичный иеродулам древней Передней Азии или (отчасти) гетерам Греции, сохранился в Индии до наших дней и особенно ярко представлен на ее Юге. Девадаси частью посвящаются богу с детства, частью набираются, и нередко насильно, во время празднеств. Их основную задачу можно было бы назвать служением богу, если бы этот сухой термин исчерпывал их гораздо более сложную роль. Свои религиозные обязанности они сопрягают с проституцией, внешне носящей религиозный характер, но отмеченной печатью очень тонкой, сложной и практически хорошо рассчитанной профессии. Если учесть, что индусское воззрение не только на эротику вообще, но и на ее формы и публичность резко расходится с нашим, то долю красивых и изящных служанок бога надо признать в высокой мере привилегированной, особенно по сравнению с судьбой обыкновенной индуски. К тому же баядерки обычно грамотны, знают несколько языков (иногда и санскрит), опытны в танцах и музыке, остроумны и живы, всегда красивы. Но когда они становятся старыми или безобразными, когда им выжигают на бедре или на груди раскаленным железом символический знак Шивы — их неблагодарного супруга — и, выдав патент о долгом служении, выбрасывают за дверь, поручая общественной благотворительности, тогда, живя милостыней, блуждая по деревням и празднествам, одинокая и всеми забытая былая баядерка несравненно более несчастна, чем обыкновенная старуха, доживающая дни в кругу огромной семьи.
Как обыкновенные служения, так и праздничные крайне разнообразны и меняются, смотря по богу, местности и по значению храма. К празднествам приобщаются верующие, мужчины и женщины, порознь и вместе, с учетом кастовой разницы или без учета, посредством молитв или актов поклонения и обожания, посредством участия в процессиях, в омовениях в священном пруду, находящемся чаще всего вблизи храма, а иногда внутри него, наконец, посредством даров и приношений. Иногда ряд этих молитвенных актов становится столь сложным, что он длится несколько дней, исполняется под специальным руководством жреца, и программа празднеств возвещается заранее.
Дары приносятся богам и жрецам; они состоят из денег, драгоценных вещей, драгоценных камней и земель. Приношения состоят из цветов, масла и благовоний, из пахучего дерева, из разной пищи, из животных, которым дают свободу, посвящая их богу (например, быки), или которых приносят в жертву. Дары, приносимые всенародно и вызывающие вслед за тем специальные моления, являются в значительной мере и актом честолюбия, соперничества или хвастовства богатством. Брахманы очень искусны в способах вызывать дарственное соревнование между купцами, владыками и вообще людьми, имеющими средства. Народ несет также свою лепту, конечно, ничтожную абсолютно, но в сумме вырастающую в большие капиталы, на которые безбедно живет нередко очень большая храмовая братия.