Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 10
Главным районом поклонения Кришны является город Маттра и его окрестности, но он также пользуется почетом в Бенгалии и Ориссе.
У Кришны очень много жен, из которых наиболее почтенной является Рукмини. В свое время интерес к индийским легендам о Кришне был возбужден в европейской науке сходством некоторых из них со свидетельством Евангелия о детстве Иисуса Христа, а это приводило к мысли или о заимствовании кришнаизма от христианства, или наоборот.
Цикл Рамы гораздо менее обширен, чем таковой же Кришны. Он главным образом сохранился в «Рамаяне», эпосе более стройном, выдержанном и артистически задуманном, чем «Махабхарата». Происхождение цикла Рамы менее древне; хотя в мифической истории Индии Рама появляется раньше Кришны, но его образ, особенно в качестве аватары Вишну, рисуется нам более молодым. Подобно Кришне, Рама является местным героем какого-то кшатрийского клана в Кошале, и в его лице воплощены легенды и сказания современного Бихара. Здесь, в колыбели буддизма, вырос и культ Рамы, почему, естественно, он многим обязан и многое воплотил из доброго учения Шакьямуни. И действительно, в культе Рамы вишнуизм (вообще кое-что уберегший в себе схожего с буддизмом) сохраняет нежность и благотворительность буддизма, его снисходительность к жизни животных. Вообще культ Рамы не подвергся такой дегенерации, как культы других божеств, кроме того, он лишен всяких эротических колоритов, элемент сладострастия и распущенности остался чуждым культу Рамы.
Чтобы более сознательно рассмотреть некоторые из главных сект вишнуизма, упомянем вкратце историю его развития. Основы вишнуитских верований заложены в «Вишну-пуране». Последняя брала свои доктрины из вед, но пропуская их через очки «Рамаяны» и «Махабхараты», «Вишну-пурана» начинает с той же кастовой исключительности, которая так свойственна Ма-ну; она признает единого бога, но лишь бога брахманов по преимуществу. Этот общий тон пураны лишь слегка облагораживается к концу сочинения, где мудрец заявляет, что к последнему золотому веку одной преданности богу Вишну будет достаточно для спасения всех людей и всех каст. Популяризация культа Вишну является делом целого ряда реформаторов, из которых первым был Рамануджа, брахман из Южной Индии, живший между 1017 и 1037 гг.; таким образом, в случае с вишнуизмом как и с шиваизмом, реформаторское движение шло с юга. В противоположность Шанкаре Рамануджа не признавал адвайту, т. е. единства души и тела, он проповедовал единство лишь под именем Вишну, причины и создателя всего существующего; он — высший дух; отдельные существа являются отдельными духами, но природа — не дух. Преследуемый князем Чолов, реформатор бежал к владыке Майсура, джайну, где и положил основание проповедуемому культу; 700 монастырей, из которых четыре существуют и ныне, были его наследием. Рамануджа принимал верующих из всех классов, но лишь его преемникам суждено было более определенно возвестить братство народов.
Пятый из апостолов после Рамануджи, Рамананд, живший в XIV в., сделал вишнуизм национальной религией Индии и особенно способствовал распространению его на севере страны. Главной квартирой Рамананда был один из монастырей в Варанаси, но он ходил с места на место, проповедуя поклонение Вишну под формой Рамы — одного или с супругой Ситой — выбрав себе двенадцать учеников не из знатных или богатых людей, но среди низших каст. Это допущение в культ в качестве учеников представителей гонимых каст было, пожалуй, главнейшим новшеством учения. Рамануджа еще обращал свою проповедь к чисто арийским кастам и писал по-санскритски, но Рамананд взывал ко всему народу, не требовал никаких внешних обрядов и не признавал каст; он проповедовал на простонародном диалекте, почему и литература его секты изложена на наречиях, доступных массе.