Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 19
Религия райята. После рассмотренных форм общественного и народного богопочитания интересно задуматься над кругом тех религиозных представлений и над тем культом, которые осуществляет поселянин в своем тесном домашнем обиходе. Вопрос, несомненно, представляет для решений большие трудности, и его можно установить лишь предположительно, на основе аналогий и догадок. Райят в рамках индуизма держится довольно свободно, выходя из них часто в поле чистого анимизма. Об этом говорит его безразличие к той или иной секте при посещении святых мест, о том же свидетельствует трудность установления статистической границы между анимизмом и индуизмом. Некоторые догматы последнего — святость коровы, почитание гуру, признание необходимости паломничеств — как будто доходят до самых низов народных, но все же под гнетом нужды и темноты они бледнеют в религиозном сознании до степени случайной или подсобной повинности: пару рабочих бычков в обыденной жизни подвергают изнурению, а подчас и побоям, да и ласковое отношение к своим трудовым товарищам, связанное с наименованием их «братьями», скорее говорит об отношении к ним как к друзьям, а не как к богам; что касается до гуру, то та же бедность заставляет порой райята обойтись и без этого духовного вождя.
Почти несомненно, что религиозная концепция поселянина с мыслью о боге или, вернее, о богах связывает скорее картину ужасов, мести, угроз, страданий, чем картину добра, помощи, ласки или внимания. Единственно светлая стезя в религиозных упованиях райята — это надежда встретиться по смерти со своими предками, которые раньше покинули этот мир, чтобы по ту сторону, на небе, насладиться иной, более радостной и светлой жизнью, чем пройденная на земле. Но для бедняка и эта радостная идея не легко достижима: он должен сначала устроить жизнь своего умершего отца на небе путем похорон, поминок и связанных с этим ритуалов, чтобы потом, опираясь на его помощь, получить благоволение судеб — сначала здесь, а потом и там. Но повторим — эта светлая мысль только исключение. Религиозное мышление райята пропитано ужасами и опасениями; его культ направлен не в сторону улучшения перспектив жизни, не в сторону снискания благ, а в сторону предупреждения зол и угроз, которые подстерегают его. С этой целью он посещает святые места, а особенно старается купаться в священных реках, чтобы снискать в последних обеспечивающее влияние присущих им богов.
С моралью его религия мало имеет связи, и если райят в своей общине, а особенно касте, и держится некоторых моральных основ — правдивость, щедрость, милосердие, верность слову и т. д.,— то они являются скорее отголоском кодекса семейных, общественных или кастовых обязанностей, а не религиозных. Конечно, если поселянин имеет гуру, т. е. наставника, то он и его семья получат от него те или иные правила морали и доброй жизни, но чаще всего бедный райят будет апеллировать к касте и панчаяту (кастовому совету), которые и внушат ему тот своеобразный нравственный кодекс, который отвечает его разумению и которого он сравнительно усердно держится. Заметим, что райят, как правило, правдив и щедр, но он не всегда руководится альтруистическими мотивами, и область его моральных обязательств редко идет за пределы его семьи или деревни.