Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 17
Нужно подчеркнуть, что большинство храмов, крупных, а особенно малых, не является общеиндуистскими, а принадлежит сектам, и культ, совершаемый в них, всегда носит ту или иную сектантскую печать, хотя индус не очень исключителен в своем благочестии. Отсюда надо делать вывод, что не в храмах проявляется индуизм в его целом как общенародная религия. Такое проявление его мы наблюдаем в других формах народного благочестия, какими являются праздники и паломничества.
У индусов как народа южного и темпераментного празднества играют в жизни крупную роль: обычно эти празднества пропитаны религиозным колоритом. Всякая местность, чем-либо знаменитая теперь или славная теми или иными воспоминаниями, с нею связанными, непременно имеет свой праздник, свою мелу. На этой меле всегда найдется свое святилище, которое окажется центром внимания и потребует ряда духовных церемоний; сектантский оттенок последних не помешает, однако, окрестному населению прибыть на мелу независимо от принадлежности к той или иной секте. Среди таких празднеств имеются крупные, которые уже теряют местный характер и собирают народ с больших территорий. В зависимости от местности или провинции, а главное, традиций празднества они имеют свои особенности, в иных случаях некоторые из праздников исчезают, но те из них, которые носят печать издревле установленного обычая, оказываются очень прочными и соблюдаются почти всеми.
Праздники последней категории мы находим подробно описанными в некоторых пуранах; их хронология установлена особым, объединяющим учетом времени, и она заботливо отмечается в альманахе года. Этот индусский календарь скорее является областным, чем сектантским, так как на празднества стекается слишком пестрая в религиозном отношении народная масса, усиливающая светскую сторону увеселений; религиозная сторона является иногда только привеском к общеувеселительной. Например, весь народ участвует в увеселении холи — масленицы Индии (в марте, праздник Кришны), но в нем дни, предшествующие и завершающие празднества, посвящаются посту и воздержаниям в честь душ усопших. То же повторяется в дни поворота солнца после зимнего солнцестояния (январь), когда дарят друг другу новогодние подарки, а скот подвергается (как некогда в Риме) известного рода очищению. Больше религиозного чувства мы найдем в празднике Дурга-пуджа (в сентябре), когда вся Бенгалия проводит десять дней в непрерывных процессиях, мимических представлениях и т. д. В Междуречье (пространство между Джамной и Гангом) торжества заменяются празднествами в честь Рамы и Ситы, также общенародного характера, причем народ увеселяется пантомимой, изображающей перипетии знаменитой брачной пары.
Бывают праздники, хотя и отмеченные сектантским характером, но которые носят общенародный характер; таковы праздник рождества Кришны (в августе) и Шива-ратри (в феврале). Эти праздники собирают массы богомольцев, причем в торжествах одинаково участвуют и шиваиты и вишнуиты. Правда, обе стороны придают празднеству различные значения и связывают с ними иногда и разные традиции. Подобною же популярностью пользуется «праздник лампад» дивали (октябрь), когда бесчисленные плавучие лампады пускаются по течению рек; с этим праздником у одних связывается имя Деви, у других — Лакшми.