Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 11
Вообще нужно сказать, что языки Индии развились в письменные отчасти благодаря народным песням райята и военным балладам раджпутов, но главным образом благодаря литературным требованиям новой народной религии; вишнуизм сильно отразился на современных языках Северной Индии.
Один из двенадцати учеников Рамананда — Кабир (примерно 1380—1420), крупнейший религиозный и литературный реформатор Индии, наиболее ярко разработал учение своего наставника. Его учение заслуживает особого внимания с той стороны, что впоследствии оно вдохновило основателей сикхизма. Главною чертою кабиризма является тенденция слить индуизм с исламом. Ткач по касте, Кабир проповедовал духовное равенство всех людей. «Али или Рама,— говорил он,— это лишь разные имена одного и того же бога». Кабир к этому добавлял, что разница в касте, ранге или религии, перемены или удачи земной жизни не более как майя (иллюзия). Свобода духа и мир могут быть достигнуты лишь на пути признания божественного духа в этих многогранных иллюзиях. Путь к счастью лежит не через формулы или жертвы, но через горячую преданность богу (бхакти) и непрерывное размышление о боге. Большая секта (кабирпантхи) ныне следует учению Кабира. Основной ее принцип — обязанность повиновения духовному наставнику (гуру), хотя Кабир в свое время признавал свободу личного суждения. Употребление мяса, напитков, а также поклонение идолам запрещены сектантам. В наши дни наблюдается падение религиозного тонуса секты, и она проявляет тенденцию возвращения к идолопоклонству. Кабир, как писатель более чем религиозный реформатор, оставил свою печать на верованиях Северной Индии. Его изречения и по сие время на устах всякого образованного человека — будь то мусульманин или индус — и обильно вошли в библию сикхов (Грантх).
Чайтанья (1485—1533) распространил вишнуизм под формой служения Джаганнатху в дельтах Ориссы и Бенгалии. Он был брахман из Надии (возле Калькутты); как реформатор и проповедник он представлял собою тип бедного и восторженного галлюцината. Жизнь его окружена легендами. Учение находило живой отклик среди народной массы, особенно среди тех, кто еще недавно были буддистами. Он, по существу, развивал те же идеи, что и Кабир. Сильно восставал против жертвоприношений животными, против мясной пищи и учил, что дорога спасения лежит в бхакти. Он рекомендовал поклонение Радхе и учил, что ее любовь к Кришне является высшей формой преданности. Допустимые жертвы — цветы, деньги и т. п.; но высокой формой богослужения является санкиртана, или процессия богомольцев, поющих и выполняющих нужные обряды, за которыми на практике иногда следуют оргии в честь Кришны. Сочинение популярных гимнов сделалось своеобразной специальностью последователей Чайтаньи. В результате из этого религиозного движения выросла богатая литература религиозных песен на местных языках. Эти поэхмы и гимны явились источником, вдохновлявшим Рабиндраната Тагора в начале его литературной карьеры.
Особенность культа Чайтаньи та, что в нем духовный вождь (хуссейн) отнюдь не всегда бывает из брахманов; некоторые, например, из. наиболее крупных принадлежали к касте вайдья; преклонение перед наставниками секты доведено до степени культа; Чайтанья создал несколько сект, из которых одна интересна тем, что провозглашала духовную независимость женщин.