Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 15
Эти местные общественные культы не только необыкновенно пестры своим содержанием и обрядами, но они часто переходят в религиозную универсальность, становясь общим местом богопочитания для нескольких религий, где представители главных религий Индии — индуисты, мусульмане, буддисты, сикхи, даже христиане — сходятся вместе и в этом общем храме молитвы молятся каждый своему богу, причем каждый молится по-своему.
Такое явление общей молитвы — фактор, политически значимый; он говорит о тех путях политики, при которых религии Индии, не сливаясь по существу и форме, могут мирно уживаться на ее огромной территории и даже ютиться иногда совершенно рядом, а не выливаться в жестокие индусско-мусульманские распри
На указанных общих молениях брахманы фигурируют как исключение, да и вообще даже вблизи мало бывает профессионального люда — священников, монашествующих, членов священных каст, нищих и т. д.
Наконец, нужно это оттенить, экономический ущерб (трата на жертвоприношения, потеря времени ) от местных молений очень скромный: подаяния невелики — иногда поливающая и очищающая вода, полевые цветы, скромная лепешка, немного масла; моление под боком (люди сходятся из ближайшей округи), и само празднество длится немного дней, а подчас и часов.
Те обряды, которые совершаются в храмах, гораздо более пышны, сложны, а для верующих разорительны. Здесь уже, как правило, служение в храме отправляется брахманами, которые живут частью приношениями верующих, частью доходами с земель, составляющих собственность храмов, а частью побочными доходами, вытекающими из сложной организации паломничества (оповещение, содержание домов, лавок, проводников и т. д.). Как исключение во многих шиваитских святилищах Декана, особенно в лингаятских святилищах, жрецы (пуджари) часто будут не брахманами, но, по существу, они будут только просты-мы прислужниками храма. Даже в религиозном смысле они часто крайне невежественны, хотя знание церемониала, иногда очень сложного, налагает на них бремя громадных технических знаний, передаваемых от отца к сыну и хранимых в цикле легенд, составляющих хронику храма (махатмия). Духовный авторитет секты, поддержание реноме храма и служение высокого порядка (пастырское) принадлежат не этим храмовым служкам, а членам религиозного ордена, которые живут обычно вблизи святилища религиозной общиной. Нужно отметить, что и эти духовные руководители часто бывают довольно невежественны, но едва ли это наносит практический ущерб делу моления или престижу храмов.
Культ, в них совершающийся, не берется апеллировать к разуму посетителей, но, по свидетельству наблюдателей, он часто производит сильнейшее впечатление на их чувство, воображение и нервы. Существенную часть культа составляет служение идолу и храму как его жилищу. Всякий день надо подметать святилище, поддерживать огонь лампад, дающий в сумме подчас своеобразное — то жуткое, то таинственное — впечатление, звонить в колокол в определенные минуты ритуала. Особенно же много внимания вызывает к себе сам идол: его надо будить, одевать, мыть, давать ему пищу, укладывать, блюсти его сон, ублажать цветами, танцами и т. д. Этот уход за идолом и его жилищем в скромных святилищах выполняют служители храма, а в великих — для этого существует многочисленный персонал слуг, подразделяющийся на разряды различных по достоинству ступеней, причем некоторые разряды свои функции хранят на основах глубокой наследственности.