Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 18
Многие из указанных праздников, особенно выделяющиеся светскостью или безнравственностью, осуждаются некоторыми группами верующих; но эта партия ригористов остается одинокой; народные же массы, чуждые религиозных этикета и опрятности, предаются торжествам с детской искренностью.
Рядом с великими праздниками надо поставить паломничества, которые с далеких дней истории Индии занимают большое место в религиозной жизни народа и составляют характерную особенность быта страны. Местами, вызывающими благочестивые путешествия, являются отдельные районы, озера, скалы, но преимущественно и главным образом реки. В ведийской литературе мы найдем лишь намек на эти последующие путешествия к рекам, но уже в «Махабхарате» они упоминаются с полной отчетливостью, и великая поэма перечисляет и описывает значительное число священных мест в Северной Индии, в Декане и даже на крайнем севере у священных озер Кайласа, по ту сторону гималайских снегов. В пуранах последовательно растет число святых мест, сохранивших свою известность до наших дней, с их святилищами и специальными обрядами. В этих сочинениях мы встречаем или общий очерк этой своеобразной священной географии Индии, или полные топографические описания какой-либо из этих местностей, перемешанные с легендарными дополнениями. Эти места пуран являются настоящими «путеводителями» для паломников, хотя фактически народная масса идет пли по указке ходоков, или по традициям, или, наконец, подражая одному из соседей, совершивших богоугодное путешествие.
Число таких центров богомолий, считая даже крупные, значительно. От озера Манасаравар (Тибет) до Рамешварама (против Цейлона) и от Дварки (западная оконечность Катхи-авара) до деревни Трибени (южная Бенгалия) Индия покрыта сетью привилегированных святилищ. Главное место в этой священной географии принадлежит Гангу, который является предметом почитания со времен глубокой древности, а со времен Будды представляет собою предмет одного из главных культов Индии. Начиная с Ганготри в Гималаях, где когда-то священная река сошла с неба, до острова Сагар (у моря) река покрыта святыми местами; из этих мест первейшее принадлежит Варанаси — «лотосу мира», городу с двумя тысячами святилищ и с 500 тысячами идолов, Иерусалиму всех сект древней и новейшей Индии. Едва ли есть в мире другой город, в котором бого-почитание началось столь давно и удержалось непрерывно до последних дней. Число паломников в любой момент года редко бывает менее 30000. Они стекаются сюда со всех углов Индии, а буддисты идут сюда из Непала, Тибета и Бирмы. Умереть и быть сожженным на берегах Ганга, особенно в Варанаси,— это пламенная мечта каждого индуса, почему сюда приносятся старики, тяжко больные, умирающие, и приносятся нередко из далеких углов. Восхваляется даже подвиг ускорения часа смерти, дабы найти себе могилу в очистительных водах реки богов.
Такой же святостью отмечены реки Нарбада, Годавари (с притоками), Кавери, Кришна, а особенно приток ее Тунгаб-хадра, называемый Гангом Юга. Как антипод этих священных и целительных рек имеется река Карманаса (Карамнаса) , «губительница дел благочестия», приток Ганга (впадает близ Чаусы); эта река считается проклятой, и одной ее капли достаточно, чтобы смыть заслуги многих лет.