Современный индуизмКультура и общество / Этнографическая Индия / Современный индуизмСтраница 14
Большим почетом у индусов пользуется птица Гаруда, тесно связанная с культом Вишну; особенно ее чтут брахманы как хорошее предзнаменование. По словам Дюбуа, эта птица обычна для юга Индии, относится к семейству орлов, но небольшого сравнительно размера. Дюбуа называет Гаруду малабарским орлом; спина цвета глянцевито-каштанового, хвост, горло и грудь — беловатого, ноги — желтые с черным. Птица сильная, но робкая. Питается лягушками, рыбой, ящерицами, крысами, а особенно змеями Интересна охота птицы на этих последних. Орел бросается с высоты на змею и, схватив ее когтями, быстро взвивается на большую высоту, с которой и сбрасывает свою жертву, а потом спускается и спокойно поедает убитую (или оглушенную) змею. Индусы, особенно вишнуиты, весьма чтут Гаруду и днем ее считают воскресенье; в торжественные дни кормят мясом: убитых или мертвых птиц хоронят с большой пышностью Дюбуа с иронией замечает, что часто индус падает ниц перед Гарудой как своим богом, а этот бог только что растерзал змею — другого бога. Очень вероятно, что Гаруда как реальное существо очень рано потеряла свой первичный облик, превратясь в существо мифическое, и в этом смысле о ней уже говорят буддийские сутры (V—IV вв. до н. э.); ее же мы находим в подобном же виде в «Рамаяне» и на многих скульптурах Тибета, Бирмы, Китая и т. д. Но как мифу Гаруде кланялись и кланяются народы вне Индии, а ее жители чтут, по-видимому, настоящую Гаруду, хотя и в Индии она вкраплена в многочисленные пейзажи идолопоклонства.
Мы перечислили только наиболее привилегированных животных. Можно утвердительно сказать, что из богатейшей семьи животного мира Индии почти каждое или бог, или спутник бога, или, наконец, его символ. Даже человек становится предметом обожания, как умерший, так и живой.
Растения также играют роль в божеском пантеоне индуса. Священная смоковница признается настоящим храмом, а дупла этого колоссального дерева, согласно верованиям народа, обладают чудодейственной силой очищать грешника, который в них приютится. Большим почитанием также пользуются ямбоза, сал, тулси, особенное же обожание вызывает к себе лотос, который трактуется как образ всего живущего, всего, что распускается в прекрасные, правильные формы. Культ лотоса буддистами из Индии занесен в далекие части Восточной и Юго-Восточной Азии.
Обряды подобной религии, как индуизм, имеющей столь много предметов богопочитания, отличаются исключительным разнообразием, не поддающимся никакой систематизации. Обряды изменяются вместе с богом, районом, расой, сектой, кастой, профессией. Для сельского жителя они не то что для городского, для богатого далеко не то что для бедного. Они меняются в разных деревнях, даже в разных семьях. Не говоря уже про то, что обряды будут разные в зависимости от моментов жизни: одни при рождении, другие при браке, третьи при смерти и т. д.
При исследовании обрядов приходится устанавливать прежде всего отличие публичного культа от частного. В древнем ритуале культ публичный едва признавался, фигурируя как исключение, но в религиях новобрахманского направления становится обычным явлением собираться вместе для общей молитвы и назидания. Чаще всего такие собрания совершаются около священных рощ, ручьев, местных идолов и т. п., имеющих историческую святость, часто сохранявшуюся от глубокой старины, хотя и менявшую свое имя. В этом отношении характерно, что идолы нередко бывают уцелевшими остатками от другого времени и от иной, совершенно другого колорита, религии, но простой народ, окрестив их новым именем и снабдив новыми атрибутами, несет им почести и молитву, беззаботный к созданным этим путем и историческим и религиозным несообразностям. На этой дороге преобразований многие образные памятники буддизма стали индусскими идолами, а колонны Ашоки, возвещавшие некогда высокое учение о благочестии (дхарма), превратились в линги, символ плодородия. К этим типам общественного культа нужно присоединить большую часть грамадеват,- богов или идолов — покровителей деревни, происшедших от чисто местных преданий; вокруг этих грамадеват в разные времена совершаются моления — богатые и бедные, которые не придерживаются какого-либо постоянного устава. Отличительной чертой этого, чаще всего скромного, общественного культа является прежде всего его резко местный колорит, а отсюда довольно частая кровавость, хотя вместо человеческой крови давно проливается кровь животных, а в более близкое к нам время и эти последние все более и более заменяются какими-либо безобидными символами.