Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 29
Доктрина локаяты имеет своим исходным пунктом тезис о чувственном восприятии (пратьякша) как единственном источнике реального знания о мире (прамана); утверждения же авторитета, откровение, религиозные тексты, учили локаятики, ничего не могут прибавить к представлениям, почерпнутым из опыта.
Вселенная вечна, и ее законы регулируют изменения, которые совершаются в вещах, состоящих из элементов. Локаятики, очевидно, понимали сложность вопроса о происхождении жизни в мышления и не пытались прямо сводить высшие формы жизни к низшим. Сознание, утверждали они, есть результат чрезвычайно разнообразного проявления первоначальных элементов.
Весьма интересной представляется аргументация ло-каятиков, направленная против универсального для большинства систем «принципа кармы». Если душа способна переходить из одного тела в другое, рассуждают они, то почему человек не помнит свои прошлые рождения? Если индивид после смерти возрождается в новом теле, то почему он не пытается принять прежний облик из любви к оставленным им близким? Надо сказать, что, отрицая карму, локаята противопоставляла себя не только «ортодоксальной» традиции, но и всем остальным философским и религиозно-философским течениям. Позиция локаяты, таким образом, представляется уникальной в истории древней и средневековой философской мысли Индии. Смелость выдвинутых положений тем более велика, что центральные тезисы изучаемой школы относятся к весьма раннему периоду.
Этика материалистов казалась их оппонентам наиболее уязвимым местом доктрины. Оппоненты упрекали локаяти-ков в привязанности к чрезмерным удовольствиям, радостям земной жизни (гедонизму). Этот взгляд представлен и во многих современных научных трудах. В действительности же этические взгляды локаятиков были иными. Никакого призыва к аморализму и нравственной разнузданности в большинстве трактатов, излагающих принципы локаяты, не усматривается (хотя авторами сочинений выступают противники учения). Речь идет лишь об отрицании религиозного этического идеала и связанного с ним нигилистического отношения к любым проявлениям радости и ощущению счастья бытия.
Важно подчеркнуть, что локаятики-чарваки никогда не выступали сторонниками эгоистического отношения к окружающей действительности. Напротив, для них нормальное существование людей мыслилось только в гармонии с природой. Умеренность признавалась важнейшей добродетелью, и ее нормами регулировался «естественный гедонизм» индивида. Подобный взгляд был присущ и некоторым античным школам, прежде всего эпикурейцам.