Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 33
К этой системе элементов добавляется еще одна сущность (таттва) — пуруша (чистое сознание), которая независима от пракрити, творящей и формирующей мир. Этот дуализм доктрины санкхьи (пракрити и пуруша) особенно ясно изложен в трактате Ишваракришны.
Пуруша не действует, сущность его — созерцание. Он присутствует во всех вещах, и только благодаря его присутствию они и становятся существующими. Он непознаваем и неуловим, и все же наличествует в любой, даже в самой незначительной материальной вещи. Соединение пуруши с пракрити (духа с природой) и порождает все элементы. Дуализм санкхьи проявился и в ее попытке совместить близкое материализму представление о «самодвижении всего сущего» с идеалом религиозного освобождения, целиком совпадающим с «ортодоксальной» традицией Упанишад. Только познав естественное движение вещей, утверждает санкхья, человек способен понять все безграничное превосходство постоянного и неизменного духа над непостоянной, лишенной устойчивости материальной природой. Из этого положения логически следовало, что целью человеческой жизни является обретение мокши.
Желая объяснить сосуществование пракрити и пуруши, Ишваракришна прибегал к следующей метафоре: пракрити выступает в образе слепого, но способного к движению человека, пуруша же наделен зрением, но лишен движения. Так «классическая» санкхья старалась соединить вполне материалистическую концепцию существования природы с идеей некоей духовной субстанции, присутствующей наряду с природой.
Одной из характерных особенностей доктрины санкхьи является отрицание бога-творца. Показательно, что санкхью называли ниришваравада, т. е. «учение, отвергающее принцип личного бога». Доводы против теизма были изложены в целом ряде трактатов, а затем и в комментарии Вачаспатимишры. Не случайно, что Капилу именовали «основателем атеистической санкхьи», а Шанкара в своем комментарии к «Брахма-сутре» отмечал, что учение Капилы противоречит Ведам. В средние века ведантисты предприняли настойчивые попытки отбросить первоначальный «атеизм» санкхьи, внести в нее теистические идеи и модифицировать ее в духе монизма. Однако в «ранней санкхье» материалистические тенденции были весьма сильны. Санкхью часто именовали свабхава-вадой, т. е. учением о возникновении мира из его материальной основы.
Судя по самым различным источникам (Артхашастра, Брахма-сутра, эпос, медицинский трактат Чараки, «Законы Ману» и т. д.), идеи санкхьи на рубеже нашей эры получили значительное распространение.
Санкхья оказала значительное влияние как на светскую культуру, так и на различные философские и религиозно-философские направления. Впервые выдвинутая в санкхье идея закономерного саморазвития «первоприроды» (пракрити) явилась крупнейшим вкладом в становление общеиндийской философской традиции в древности и в средневековье.
Йога К санкхье тесно примыкает йога — система, получиврая особую известность в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она рекомендовала для достижения «состояния освобождения». Б раннем сочинении этой школы «Йога-сутре» Патанджали намечены только общие принципы системы. Позднее были разработаны принципы так называемой восьмичленной йоги; все предписываемые ею «рецепты» можно условно разделить на восемь видов. Важнейшие из них связаны с контролем над дыханием (пранаяма), различными фиксированными положениями тела (асана), сосредоточением мысли на каком-либо одном объекте (дхьяна). Разумеется, технические моменты — только начальная ступень общей системы; цель ее — в достижении «высшего состояния», т. е. в «преодолении собственного "я"» (самадхи).