Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 24
Ритуал индуизма существенно отличался от брахманистского. Он сложился в раннем средневековье и сохранился в «ортодоксальной» брахманской среде без существенных изменений до наших дней. В большинстве своем индуизм заменил древнейших богов новыми божествами общеиндуистской религиозной системы: так, Праджапати отождествлялся с Брахмой и отчасти с Нараяной.
Но были в культе и принципиально новые моменты. Старая религия не знала культовых сооружений, почти неизвестен ей был и скульптурно выполненный материальный образ божества. Индуистская религия на новой стадии проявилась прежде всего в иных формах богопочитания: храм воспринимался как «дом божества»; деятельность жрецов превратилась в постоянное оказание услуг своему «господину»; статуя олицетворяла личное присутствие бога; каждое утро ее торжественно омывали, опрыскивали благовонными жидкостями, выносили на улицы города, чтобы бог мог насладиться видом своих приверженцев, затем снова вносили в храм, где божество веселили музыкой и изысканными танцами, выполнявшимися обычно профессиональными танцовщицами.
Особое развитие получает индуистская архитектура. Храмы индийского средневековья являются значительным достижением индийского искусства.
Бхагавадгита Представляя собой лишь небольшой эпизод из VI книги «Махабхараты», «Песнь о Бхагавате» сыграла в истории духовной жизни Индии огромную роль. По существу все видные авторитеты индуизма считали своим долгом составить комментарий к ней или по крайней мере высказаться по принципиальным вопросам изложенного в ней учения. Европейцы открыли Гиту уже на заре существования индологии, и к многочисленным комментаторским сочинениям, созданным о Гите в Индии, прибавилось большое число научных исследований, составленных на ту же тему в Европе. Вкратце основная сюжетная канва этого произведения сводится к следующему.
В повествовании о вражде Кауравов и Пандавов, завершающейся грандиозной битвой на Курукшетре, имеется следующий небольшой эпизод: один из пяти братьев Пандавов, Арджуна, увидев на поле брани сородичей, готовых вступить в братоубийственную войну, отказывается сражаться и обращается за советом к своему наставнику в военном искусстве — Кришне. Последний указывает ему на долг кшатрия, запрещающий уклоняться от сражения. Арджуна признает его правоту и вступает в бой. Впрочем, в самой Гите события, связанные с сюжетной канвой «Махабхараты», упоминаются лишь в первых главах поэмы. Ее основное содержание — диалог о назначении человека, существе морали, соотношении мирского и божественного. Кришна, один из многочисленных героев эпоса, превращается здесь в земное воплощение всемогущего божества Бхагавата. Его советы — не просто ответ на вопрос о правой и неправой битве, а идейно насыщенное наставление, целая религиозно-философская доктрина. Поэма завершается «прозрением» Арджуны: он сознает себя уже не только воином, кшатрием, противником Кауравов, но и ревностным приверженцем новой веры, в которую обратил его сам Бхагават, принявший образ Кришны.
Формирование учения, зафиксированного в поэме, происходило в эпоху, когда сосуществовали такие разнородные религиозные и религиозно-философские течения, как брахманизм Упанишад, буддизм, джайнизм, учение адживиков, когда зарождались философские школы санкхья и йога. Взаимодействуя с названными течениями и принимая некоторые их положения, Гита в то же время выступала с вполне самостоятельной и во многом оригинальной системой взглядов. Это была своего рода попытка реформы брахманистских идей в рамках «ортодоксальной» традиции для укрепления ее в условиях значительных перемен в социальной и духовной жизни. И потому подлинный характер учения Гиты можно понять лишь в сопоставлении его с идеями Упанишад и реформаторских направлений и школ при учете важных изменений в социальной сфере.