Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 28
Таким образом, речь идет не о случайном эпизоде в истории духовного развития Индии, как то неоднократно пытались квалифицировать некоторые исследователи. Эволюция изучаемой школы продолжалась на протяжении почти двух тысячелетий, а непрерывная полемика между ее представителями и последователями религиозно окрашенных учений свидетельствует об интенсивной борьбе двух направлений философии — материалистического и идеалистического уже в эпоху древности и раннего средневековья.
Первый намек на взгляды локаяты зафиксирован в Упанишадах. Мифологическим основателем ее выступает обожествленный мудрец Брихаспати; согласно эпосу, он нередко совершает поступки, враждебные предписаниям ортодоксальной традиции. Любопытно, что в Упанишадах Брихаспати возвещает ложное учение, призванное погубить асуров, отвратив их от истины. Оно представляет собой полемически окрашенный редакторами вариант текста древнейшего материализма.
Более подробные высказывания о материалистических учениях содержатся в «Махабхарате». Примечательно, что они вкладываются в уста почитаемых мудрецов, признанных брахманистской традицией. Б разделе «Мокша-дхарма» (из XII книги поэмы) излагаются, в частности, взгляды «учителя Бхарадваджи», который выступает здесь прямым предшественником философов локаяты. Он с крайним скептицизмом отзывается об идее существования души после смерти, «благоприятного нового рождения», якобы обеспечиваемого соблюдением ритуалов и подношениями жрецу. Бхарадвад-жа высмеивает верующего, который, отдав брахману корову, мечтает получить за это всевозможные блага в следующем рождении.
Религиозной идее переселения душ он противопоставляет материалистическое представление о естественном переходе одних форм жизни в другие в соответствии с действующими в природе законами. Подобный решительный взлет рационалистического мировоззрения был бы немыслим без значительного прогресса в области научного знания, прежде всего математики, физики, естественно-научных дисциплин.
Положение об элементах и их роли в зарождении сознания было связано с определенными успехами в конкретных областях знания, объясняющих процессы, которые совершаются в природе. Локаятики постоянно подчеркивали, что предметом их исследования является чувственно воспринимаемый мир, что лишь доступное анализу бытие способно выступать в качестве подлинного объекта умозаключений. Сверхъестественные явления отрицаются уже потому, что опыт не дает о них никаких свидетельств.