Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Страница 34

С философской точки зрения йога очень близка санкхье, но вводит в свое учение Ишвару (высшее божество). Бели первоначально Ишвара не рассматривался как создатель всего существующего, а присутствовал извечно и отдельно от пракрити (материи), то позднее теистические тенденции получили в йоге особое развитие. Последователи этой школы чтили личное божество, что помогало им найти общий язык с практическим индуистским культом.

Ньяя и вайшешика Две эти философские системы, зарождение которых относится к самому началу нашей эры, а окончательное оформление — к эпохе Гуптов, были очень тесно связаны друг с другом. И это не было случайностью. Их роднила тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы, хотя первая акцентировала внимание на проблемах гносеологии, выражая особый интерес к инструменту познания — логике (в дальнейшем слово «ньяя» стало означать «логика»), а вторая — на учении о бытие и составляющих его сущностях. Обе школы никогда не полемизировали друг с другом: ньяя приняла метафизику вайшешиков, ибо считала ее закономерным следствием собственной теории познания.

Слово «вайшешика» происходит от санскритского вишеша — «особенность», «различие», что соответствует, кстати, и существу самого учения: его центральная проблема — соотнесение «общего» и «особенного». Представители рассматриваемой школы признавали общее и конкретное в качестве компонентов единой системы осмысления бытия; при этом частное фиксируется как нечто непосредственно ощущаемое, а общее как результат обработки разумом суммы данных о частном. Таким образом, прежде всего ставился вопрос, как сочетать частное и общее, как от реально ощутимого предмета перейти к генерализирующим категориям, объясняющим бытие в целом. Основателем школы, по традиции, считается Канада, которому приписывается составление сутр. Наиболее известным комментатором этого древнейшего текста был Прашастапада (V в. н. э.).

Согласно учению основателя школы Канады, мир возникает из взаимодействия атомов, никем не сотворенных, вечных, неуничтожимых. Атомы делятся на четыре группы, обладающие свойствами четырех элементов, и их сцепления в различных сочетаниях образуют всю совокупность неодушевленных предметов и живых существ. Наряду с атомами вайшешики признавали и существование «неатомных» субстанций (время, пространство, душа, разум). При явном дуализме — признании наряду с материей души — атомизм составлял основу учения вайшешиков. Вайшешики также исходили из традиционного принципа «циклической космогонии» (мир возникает, развивается и гибнет во «вселенской катастрофе», затем процесс начинается снова), но давали ему натурфилософское истолкование: атомы не исчезают в момент мировой катастрофы, рвутся только те связи между ними, которые создавали наблюдаемые человеком явления. Возрождение Вселенной происходит в результате повторного сцепления атомов и совершается без прямого вмешательства божества. Согласно вайшешикам, признание атомарного характера мира — основа для достижения «спасения», освобождения от «цели перерождений».

Одним из главных понятий учения Канады служит субстанция (дравья). Субстанция — объективная данность, ни от чего не зависящая, воздействующая на другие субстанции и отдельные вещи (вторичные порождения какой-либо субстанции или соединения нескольких из них) и неуничтожимая: она «не разрушается ни следствием, ни причиной». «Определение субстанции, — пишет Канада, — таково: она обладает действиями и качествами и является соприсущей причиной». И далее: «Субстанция есть общая причина вещей, качества и действия», т. е. не имеет иного истока, кроме себя самой (или, точнее, кроме образующих ее сочетаний атомов).

В ранней вайшешике отсутствует понятие «вселенской души» (параматман), как и концепция бога-создателя (Ишвары). В позднейших сочинениях этот «атеизм» ранних вайшешиков постепенно исчезает и частью учения становится представление о параматмане, заимствованное из веданты. По мнению Д. Чаттопадхьяи, признание бога поздними вайшешиками объяснялось необходимостью защиты таких ее основных концепций, как атомизм. Однако все эти искажения первоначальной сути доктрины не затронули материалистической тенденции в учении вайшешиков и ньяиков.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40