Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 27
Древнеиндийский Материализм в истории индийской ду-материализм ховной культуры занимал особое место и его школы и играл немалую роль. Материалистическая традиция была наиболее радикальной в сфере философского поиска: уже в ранний период ее отличало стремление освободить мысль от догматических канонов, закостенелых предрассудков религиозного фанатизма.
Источники сохранили нам названия ряда материалистических школ. Наиболее влиятельной среди них была локаята. Примечательно, что само слово, послужившее обозначением этого течения, означает «приверженное земному миру», или «относящееся к народу», «бытующее в народе» — явный намек на антиидеалистический характер учения, что указывает на широкое распространение воззрений древнейших индийских материалистов в различных слоях общества того времени. Появление локаяты (позднее материалистов стали называть по преимуществу чарваками, но это терминологическое различие не означало каких-либо принципиальных доктриналь-ных различий) знаменовало собой принципиально новый этап эволюции материалистических тенденций предшествующих эпох. Вопрос о происхождении локаяты остается дискуссионным: иногда ее связывают с архаическими воззрениями аборигенного населения, объясняя этим конфликт между нею и «ортодоксальной» брахманистской традицией. Действительно, некоторые особенности данного учения, казалось бы, могли подвести к подобному заключению, однако общий характер системы демонстрирует довольно высокую степень развития философской мысли, а основные положения никак не сводятся к примитивным верованиям.
Очевидно, локаята была широко известна уже в ранний период и находила приверженцев как на севере, так и на юге страны. На это указывают и близкие ее идеям «рационалистическая» струя в Упанишадах и упоминания о ней в буддийских и джайнских сочинениях. Каутилья называл локаяту в числе трех философских учений, обладавших, по его мнению, подлинной ценностью. О представителях этой школы говорится и в других древнеиндийских сочинениях: в эпосе, грамматическом трактате Патанджали, в «Харшачарите» и т. д. Подлинные сочинения древнейших индийских материалистов до нас не дошли, однако разбор трактатов (тенденциозный, но детальный) содержится в работах известного философа-ведантиста Шанкары, в сочинениях Мадхавы, Джа-янтабхаты и джайнского комментатора Харибхадры. Поздне-средневековые тамильские сочинения дают необычайно сжатое, но весьма емкое изложение основоположений материалистической традиции в Индии. Судя по этим текстам, материализм был одним из главных оппонентов индуистской традиции на Юге в указанный период.