Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 25
Текстологические исследования выявили, что ядро поэмы моложе ранних Упанишад (VII-V вв. до н. э.) и по времени приблизительно соотносится с так называемыми средними Упанишадами (IV в. до н. э. — II в. до н. э.). Включение же поэмы в «Махабхарату» относится к более позднему периоду, примерно к IV в. н. э. Такая преемственность вполне осознавалась не только в сходстве многих доктринальных принципов Упанишад и Гиты, в употреблении одних и тех же терминов, но и в прямых, иногда почти дословных совпадениях.
Создатели поэмы выявляют также знакомство с ранними формами санкхьи и йоги (свидетельства Гиты — ценнейший материал по выявлению генезиса этих систем). Многочисленны совпадения в терминологии и философских принципах Гиты и раннего буддизма, хотя общий характер двух учений явно различен. По существу религиозно-философская система, воесозданная в поэме, предстает как результат стремления жречества приспособить традиционные догмы брахманизма к запросам новой эпохи, учтя достижения других религиозно-философских доктрин и социальные сдвиги.
В качестве главной задачи новая доктрина, как и другие религиозные системы Индии, утверждает отыскание и описание путей, которые могут привести верующего к достижению «высшей религиозной цели» — «освобождению». Специфика Гиты состоит в том, что она (в отличие, например, от Упанишад) не просто признает «пути освобождения» (марта), но подробно разрабатывает концепцию трех путей: «пути знания» (джняна-марга), «пути действия» (кармамарга) и «пути религиозной (божественной) любви» (бхакти-марга). В Гите нет явственных указаний на превосходство одного из них. Порядок перечисления их определяется, видимо, тем, что в учении о «божественной любви» религиозный пафос, пронизывающий поэму, достигает своей кульминации. Не менее существенно и то, что стремление авторов произведения утвердить культ Бхагавата-Кришны непосредственно увязывается с идеей бхакти — эмоциональной преданности этому божеству.
Если в трактовке «джняна-маргп» Гита весьма близка к воззрениям Упанишад, то концепция «карма-марги» принадлежит целиком создателям поэмы. Именно положение о «пути незаинтересованного деяния» — одна из основных тем памятника отличает учение Гиты от других религиозных и религиозно-философских систем Индии, провозглашавших «освобождение» (мокша, нирвана) единственной целью человеческого существования. Подобная концепция отсутствует в более ранних текстах: принятая позднейшим индуизмом, она воспринималась исключительно как вклад Гиты.
Вместо традиционной для учений, основанных на принципе аскетизма, дилеммы «жизнь в мире или отречение от нее» на первый план выдвигается совсем другой вопрос: каким должен быть характер деятельности индивида, стремящегося к «религиозному идеалу». Ответ, даваемый Гитой, чрезвычайно прост: действие перестает сковывать человека, когда он совершает его незаинтересованно, т. е. рассматривает его как эмоционально безразличный ему, но необходимый долг. При подобной «безучастной активности» эгоистические стимулы оказываются исключенными; нет мысли о приобретении, которое достигается через действие. Более того, совершая поступки, индивид отнюдь не стремится утверждать собственное «я», он свободен от «сознания самости» (ахамкары).