Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической историиСтраница 26
Иначе говоря, развивая провозглашенный Упанишадами идеал «освобождения» личности от оков земной жизни и ахамкары, Гита находит для него принципиально иное концептуальное выражение. В сущности текст поэмы посвящен разъяснению этого центрального положения.
«Путь любви к божеству» (бхакти) получает в Гите развернутое доктринальное развитие. Описание бхакти в определенном смысле есть кульминация поэмы: намеченный в Упанишадах идеал ухода от двойственности и сознания собственного «я» оформляется в культ Кришны-Бхагавата, выступающего одновременно и личным божеством, и аналогом вселенского абсолюта Брахмана.
Социальный аспект содержания поэмы органически входит в разработанную в ней религиозно-философскую доктрину. Если трактовка проблем бытия мира и путей достижения «высшей истины» в Гите демонстрирует влияние ряда идей неортодоксальных течений и реформированного брахманизма Упанишад, то предлагаемая ею модель варновой организации соответствует архаическим представлениям ведийской эпохи. Мало того, здесь дается обоснование еще более строгой и замкнутой варновой системы, непосредственно определившей черты «классического» кастового строя, освященного позднейшим индуизмом.
Впрочем, этот «собственно социальный аспект» содержания сборника утратил во многом для будущих поколений свою значимость. Гита стала восприниматься как концентрированное выражение идеологии реформированного брахманизма, а позднее индуизма вообще. Крупнейшие мыслители возводили к ней собственные, вполне оригинальные концепции, подчеркнуто выделяя тот или иной момент ее содержания. В новейшее время идеи поэмы заимствовались самыми различными, порой противоположными друг другу по духу теориями. К идеям Гиты апеллировали такие выдающиеся деятели Индии XX в., как Тилак, Ганди, Ауробиндо Гхош (в качестве политического вождя, а не философа-мистика). Важность изучения Гиты многократно подчеркивалась Дж. Неру. «Песнь о Бхагавате» превратилась, таким образом, в органическую часть всей индийской культуры, в некий символ преемственности, существующей между древнейшими пластами ее развития и поисками последующих веков.
Основные школы Философскому знанию в древней Ин-древнеиндийской дии придавалось большое значение, философии Светильником всех наук, опорой всех установлений называл философию Каутилья. Уже в Упанишадах отразилась борьба рационализма и идеализма. В первые века нашей эры, когда оформились собственно философские школы, эта борьба приобрела особенно четкие формы. Подробно разрабатывает свои концепции последовательно материалистическая школа (локаята, чарвака). Расцвет философии в этот период стал возможен благодаря крупным успехам в развитии научных знаний. Он определялся новым этапом историко-культурного развития древнеиндийского общества. Изучение древнеиндийской философии показывает, что древнеиндийские мыслители ставили тот же круг проблем, что и философы античного мира, причем независимо друг от друга они давали сходное их решение. В ряде случаев хронологический приоритет остается за философами древней Индии.