Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 7
Уже при следующем султане эти жесткие меры были отменены, и те, «кто срывал зеленые колосья, так как не мог достать хлеба, у кого не было платья и кто так часто подвергался побоям, что не имел даже времени почесать себе руки, теперь носят хорошую одежду, ездят на лошадях и стреляют из лука».
Гийяс-ад-дин Туглак снова стал ужесточать налоговый режим, но понял, что лишать хута и мукаддамов всех привилегий не следует. Он приказал следить, чтобы «хута и мукаддамы, помимо хараджа султану, не облагали бы крестьян в свою пользу. С посевов и пастбищ хута и мукаддамов налоги не взимаются. Надо, чтобы их право тем ограничивалось. Не следует возлагать на хута и мукаддамов большие поборы, ибо, если они будут платить столько, сколько крестьяне, исчезнет польза от того, чтобы быть хута и мукаддамом».
При Мухаммаде Туглаке, как уже говорилось, налоги в Доабе «были увеличены в десять и в двадцать раз». Это, конечно, преувеличение. Но бегство крестьян и разорение страны действительно происходили. Вспыхнуло несколько восстаний. Войска гонялись за крестьянами и, в свою очередь, опустошали страну. По словам хрониста, при Мухаммаде были пересчитаны дома и введен подомный сбор, поля измерены, урожай с них установлен и переводился в деньги по декретируемой цене. Но ставки были таковы, что собрать налоги было невозможно. Добавился неурожай. Голод продолжался 7 лет, видимо с 1334/35 до 1341/42 г.
Фируз снизил налоги. Харадж, по словам Афифа, составлял только 4% урожая (это тоже искажение). Правда, еще 1/10 урожая взималась на землях, орошенных султанскими каналами. Верхушка деревни снова стала богатеть: «Кони, скот, зерно и товары заполнили дома хута и мукаддамов». «В домах райятов собрано так много зерна, богатств, лошадей и товаров, что невозможно сказать. У каждого огромное количество золота и серебра и бесчисленные вещи. Ни одна женщина среди райятов не ходит без украшений. В каждом доме райята чистые простыни, прекрасные кровати, много вещей и большое богатство».
Разберем этот зигзаг в аграрной политике султаната внимательно, поскольку он дает редкую для этого периода возможность заглянуть во внутреннюю структуру тогдашней сельской общины.
Сначала поясним употребляемые хронистами термины. Мукад-дам — букв, «идущий впереди», вождь. Впоследствии этим термином обозначался староста деревни. Хута — неясный термин, возможно, искаженное куша — одно из обозначений главы деревни или округа в Декане, который встречался нам в первой части этой книги. Чаудхри — глава округа, вернее, крупной общины типа чаураси, которая в это время стала называться в официальных документах паргана. (По мнению современного исследователя И. Хабиба, чаудхри появились в середине XIV в. Они впервые упоминаются у Барани. Но они могли быть и раньше.)
Таким образом, все эти термины буквально обозначают старост общин разного уровня. Но я предполагаю, что хронисты недостаточно вникли в терминологию, употреблявшуюся в деревне, и обозначили этими терминами более широкий слой деревенских землевладельцев, заминдаров, как он стал называться позднее. Такое понимание вытекает из того, что:
• они имеют как необлагаемые земли, так и облагаемые;
• они имеют два источника дохода: собственное хозяйство и некие сборы с остальных крестьян (последние государство стремилось отменить, но вряд ли это удалось);