Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 10
О многих отраслях производства мы знаем, начиная с эпохи султаната, но это не значит, что этих производств не было раньше.
Золота и серебра в Индии добывалось немного. Индия продолжала оставаться поглотителем золота и серебра извне благодаря активному балансу внешней торговли.
Медь добывалась в заметном количестве, видимо, в Раджастхане.
Железная руда высокого качества добывалась в гористой местности по всему полуострову от Гвалияра до крайнего Юга, а также в Каче. Индия вывозила железо и сталь на Ближний Восток. Индийская дамасская сталь, в том числе дамасские мечи, славилась далеко за ее пределами.
Хорошие монеты говорят о высоком уровне развития металлургии и искусства чеканки.
Новой отраслью стало производство бумаги.
Наиболее развитой была текстильная промышленность. Впервые упоминаются прядильное колесо и чесальный лук. В источниках упоминается много сортов ткани на базарах — от грубых тканей для простого народа до тончайших муслинов и парчи для богатых людей. Особенно ценились ткани из Гуджарата и Бенгалии. Кашмирские шали получили широкое распространение. С XVI в. ходовым товаром стал набивной коленкор.
Шелкоткачество зависело от импорта сырого шелка из Ирана и Афганистана. Лучший шелк ткали в Гуджарате.
Особенно заметный прорыв произошел в строительном деле. Мусульмане принесли в Индию новые методы строительства, связанные с их архитектурными вкусами. Отличительными признаками мусульманской архитектуры были арки и купола, до этого в Индии неизвестные. Стал широко применяться кирпич. Говорят, что у Ала-ад-дина было 70 000 рабочих-строителей.
Было основано и застроено довольно много новых городов. Конечно, наиболее значительным из них был Дели, который фактически состоял из нескольких городов, находившихся поблизости друг от друга. Некоторые из этих городов сохранились как архитектурные памятники до сих пор (Туглакабад, Фируз-шах котла). Вторым по значению был Лахор. Правда, с 1241 г. до начала XV в. он лежал в развалинах. Некоторые существовавшие ранее города получили новые импульсы к развитию: Анахилапатака (Патан), порт Камбей (в Гуджарате), Лакхнаути (Бенгал), Мултан, Деваги-ри (уже под названием Доулатабад). Выше упоминалось об основании совершенно новых городов Ахмадабад, Джаунпур, Кара. Этот список можно было бы продолжить. Города служили центрами ремесла и торговли, но прежде всего — центрами сосредоточения правящего слоя и армейских гарнизонов. Вокруг проблем содержания вельмож и армии вращались все мысли султанов, губернаторов и иных государственных деятелей.
Развивалась внешняя торговля. Главной ударной силой мусульманских армий была конница. Государства испытывали постоянный дефицит лошадей, поскольку в Индии лошади рождались слишком слабыми для использования в кавалерии. Поэтому главным товаром импорта стали лошади. В то же время Индия поставляла на рынки Ближнего Востока большое количество рабов, видимо, военнопленных, захваченных в многочисленных междуусобных войнах. В Дели был большой рынок рабов и лошадей.
Солдаты и офицеры армии получали денежное жалованье или же жили на доходы с земельных владений, которые они также получали в деньгах. На эти деньги они покупали все, что им было нужно, на базарах. Поэтому вопрос о ценах на основные продукты оказывался в центре внимания правителей. Это было особенностью экономической политики всех мусульманских стран. Считалось совершенно непреложным, что хороший правитель заботится о ценах на базарах — чтобы людям, жителям города, можно было легко сводить концы с концами.