Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 5
При Ала-ад-дине рана Мал Бхатти отказался выдать свою дочь замуж за брата Гази Малика (будущего султана Гийяс-ад-дина Туг-лака), который в это время был губернатором Дипалпура. Тогда Гази Малик потребовал с раны налоги за год вперед, к тому же в деньгах (т. е. рана был ответственен за налоги со своего княжества), вторгся в его владения и начал подвергать пыткам мукаддамов и чаудхри. Рана не вынес издевательств над своими подданными и согласился на брак дочери.
После смерти Фируза, в период ослабления султаната, количество сведений об активности местных индусских вождей значительно увеличивается.
Отношения по сбору налогов и их перераспределению можно назвать верховной собственностью на землю. По происхождению она была государственной, т. е. ее источником были дарения (как правило, временные) со стороны султана своим подчиненным. Однако при определенных ситуациях она могла выступать как частная,, приобретать черты наследственности и отчуждаемости. Правда, такие периоды были краткими. Очередное усиление центральной власти приводило к конфискациям и восстановлению временного и условного характера такого рода землевладения. В целом земля как территория с подвластным населением (или право на налог с земли) принадлежала правящему слою, который уже делил ее между своими членами в зависимости от силы каждого из них. Экономическая ценность такой собственности зависела от величины налогов, которую этому правящему слою удавалось установить.
Система налогов и низовая собственность на землю
Раджпуты, осевшие на землю, постепенно начинали платить налоги еще при индусских династиях, а с установлением власти делийских султанов уплата налога стала обязательной для всех деревенских землевладельцев.
Делийские султаны, лишив раджпутов политической власти в центральных областях султаната, вынуждены были тем не менее считаться с тем, что в руках раджпутов и ряда других индийских каст оставалась земля и значительная военная сила (ополчение). Размер хараджа в период султаната, видимо, был невелик и оставлял у деревенских землевладельцев достаточные средства, чтобы ездить на хороших лошадях, носить прекрасные одежды, стрелять из персидских луков, вести друг с другом войны, охотиться и т. п.» (Барани). Лишь при Ала-уд-дине Хильджи была сделана попытка поднять налог до половины урожая, чтобы он охватывал весь прибавочный продукт и чтобы верхи общины были низведены до положения обычного крестьянства. Мы не знаем, какие — технические или социальные — трудности встретила его реформа, но сразу после его смерти она была отменена и к подобной политике не возвращались ни султаны, ни затем могольские падишахи. Лишь в XVIII в. на ряде окраинных территорий Маратхской конфедерации налог потерял всякие ограничения, сбор его превратился в неприкрытый грабеж, и права доминирующих каст на землю потеряли экономическую ценность, а потому временно исчезли. Но, как правило, для индийского традиционного строя характерно сосуществование внутри общинной и вне общинной эксплуатации.
Налоги платил верхний слой деревень, имевший прочные права на землю и ряд привилегий. Я считаю их права собственностью, хотя и подчиненной, низовой, податной, существовавшей при условии уплаты налогов и обработки земли (организации обработки). Реальная ценность этой собственности также зависела от величины налогов, но уже в обратной пропорции.