Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 3
Сведения о доходности икта собирались в диван-и-визарат, доход разделялся на три части — на оплату войск, на личный доход мукта и часть, отсылаемую в казну. Министр Шараф Кай собирал в своем департаменте книги деревенских писцов (патвари) и искал в них следы подтасовок. За мелкие нарушения он годами держал налоговых чиновников в цепях и подвергал пыткам. Время от времени он проводил «повышения» номинальной доходности мукта и соответственно увеличивал отчисления в казну.
При Гийяс-ад-дине Туглаке эта практика продолжалась, но была ограничена. Финансовый департамент мог повышать оценку доходов не более чем на 1/10-1/11. Не наказывался мукта, если он истратил больше, чем предполагалось, на 1/10-1/20.
При Мухаммаде Туглаке произошло новое ужесточение правил держания икта. Общее число военных, получавших икта — от ханов (уполномоченных содержать отряды в 10000 человек) до исфах-лар (сипахсаларов), — не превышало 100 человек. Их обобщенно называли амиран-и-сада («сотня эмиров»). Их икта считались только личным жалованьем командира, войска же оплачивались из казны. В областях появились гражданские сборщики налогов — вали-и-харадж, которые и платили воинам иктадара. Таким образом, значительные суммы ушли из ведения иктадаров. Практически икта стал разделяться на две части: с одной налоги собирал иктадар себе, а с другой налоги собирал вали-и-харадж, и он же платил войску. Понятен конфликт между амиран-и-сада и Мухаммедом. Правда, оценка доходности икта, по которой исчислялось жалованье, всегда была ниже, чем его действительная доходность. Одновременно стали отдавать икта в откуп (муката) гражданским лицам, т. е. часть икта перестала быть военными ленами.
Интересен пример, относящийся, правда, уже к периоду Лоди, т. е. ко времени упадка центральной власти и разложения военно-ленной системы, но в некоторой степени иллюстрирующий то, как она работала раньше. Некий Фазлулла Колви имел земли, приносившие ему, по официальным данным, 500 тыс. танка. Один из откупщиков захотел взять эти земли в откуп, предложив выплачивать 500 тыс. Фазлуллу и еще 300 тыс. в казну. Это показалось чиновникам странным, и они вновь обмерили земли. Оказалось, что на самом деле удел приносит 1500 танка в год. Доложили султану. Тот потребовал объяснить, как получилось, что реальная доходность земель в три раза превышает официальную. Ему объяснили, что земли были предоставлены вельможе, исходя из данных старых оценок. Это объяснение удовлетворило султана.
Видимо, эти оценки относились ко времени Фируз-шаха, который провел уменьшение ставок налога и официальной доходности икта и запретил практику ежегодного увеличения формальной доходности. Проверка отчетов при дворе стала формальностью.
Фируз увеличил также жалованье мукта. При Мухаммаде высшая ставка составляла 200 тыс. танка. При Фирузе вазир мог получать 1 300 тыс., высшие ханы — по 800-400 тыс. Икта для этого были увеличены в размерах. Фируз возобновил также практику раздачи деревень солдатам вместо жалованья. Появились деревни ваджх, т. е. выданные как жалованье (маваджиб). Пришлось раздать почти всю халисе. Формально сохранялось деление икта на личный лен иктадара и земли, выделенные для войска, но контроля не было. Солдаты могли также получать ассигновки (итлак, ба-рат) на получение жалованья из средств того или иного икта. Но в зтом случае они практически получали половину. Распространилась практика продажи итлаков за треть цены и широкая спекуляция ими на базаре. Многие торговцы сколачивали состояния на перепродаже ассигновок.