Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 9
Так или иначе, можно отметить следующие показатели развития.
Значительно возросла площадь обрабатываемых земель. В начале XIII в. значительные площади в долине Ганга были еще покрыты лесом. Тигры нападали на путников между Дели и Бадауном. В XIV в. крестьяне в Доабе, убегая от разорительных налогов, скрывались в лесах. В 1354 г. один из религиозных авторитетов, оставивший записи поучений, рассуждая о том, что любое дело требует расходов или ресурсов, приводил следующий пример: чтобы быть земледельцем, надо иметь семена, пару быков и орудия труда. Земля при этом не упоминается, т. е. она как бы заведомо имеется. Видимо, было много пустующей земли. Большие площади сохранялись под пастбищами. К XVI в. эта местность была уже целиком распахана.
Расширялась и площадь орошаемых земель, в том числе и благодаря деятельности правительства. Первым начал строить каналы Гийяс-ад-дин Туглак. При Фирузе было построено пять крупных каналов, которые потом функционировали до английского завоевания: два от Джамны, один от Сатледжа, один от Гхагры И один От р. Кали с впадением в Джамну. На орошенных землях стали собирать по два урожая.
Мухаммад Туглак, меры которого привели к разрушению сельского хозяйства, первым понял необходимость материальной поддержки земледелия. Был учрежден специальный департамент по сельскому хозяйству — Диван-и-амир-и-кохи. Дело было поставлено по-бюрократически широко. Страна была разбита на квадраты размером примерно 45x45 миль во главе с чиновником (шикдаром), обязанным следить, чтобы ни один клочок поля не остался без обработки. Он же должен был способствовать переходу хозяйств к более производительным культурам: чтобы сеяли пшеницу вместо ячменя, сахарный тростник вместо пшеницы, виноград и финики вместо сахарного тростника. Шикдаров было около 100. Барани описывает дальнейшее с законным негодованием: «Жадные безденежные люди, не имевшие надежды на спасение (от бедности?), выступили вперед. Некоторые клялись, что они организуют обработку 100000 бигха пустующей земли, другие обещали набрать 1000 всадников на доходы с пустующей земли — и все это в течение трех лет. Им выдавали лошадей с жесткими подпругами (т. е. хорошо экипированных. — Л. А.), шитые золотом одежды, парчу, деньги. Они получили [из казны] большие суммы — в качестве наград, даров или как займы сондхар (специально введенная форма займов на развитие сельского хозяйства) от 300 000 до 50 000 танка. В течение 2 лет около 7 000 000 танка было выдано в заем тем, кто обещал обработать пустующую землю, но через три года ни 1/1000, ни даже 1/100 пустующих земель не была обработана. Если бы султан вернулся живым из похода на Тхатту, ни один из тех, кто давал клятвы и получал сондхар, не сохранил бы свою жизнь». Афиф приводит еще более крупную сумму выданных займов — 20 млн. Новый султан Фируз-шах списал эту сумму.
Но все же займы на развитие сельского хозяйства, которые получили название такави (букв, «дающий силу») с тех пор стали широко применяться и в Могольской империи.
Развитие товарно-денежных отношений, городов и ремесла
Подъем торговли и городской жизни начался, как уже говорилось, еще в Х1-ХП вв., но при мусульманах он ускорился. Мусульманская верхушка находилась в основном в городах, она предъявляла спрос на многочисленные товары. В городах концентрировались ремесленники и торговцы. Мусульманские современные историки представляют все это как «урбанистическую революцию». Но можно рассматривать этот прогресс и как простое продолжение подъема предыдущих веков.