Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 2
Верховная собственность на землю и система военных условных держаний (икта)
Смысл мусульманского завоевания заключался в захвате населенной территории с целью получать с этого населения земельный и другие налоги. Право на получение налога стало основным предметом вожделений мусульманской знати и превратилось в объект собственности. Впрочем, в этом отношении мусульманские государства не отличались от индусских.
Право на взимание налога считалось естественной прерогативой государства. В этом смысле его можно назвать верховной собственностью, или государственной собственностью на землю как территорию с подвластным населением.
Однако часть захваченной земли, как правило, большая ее часть, тут же раздавалась военачальникам в качестве платы за их службу. Для таких частных служебных пожалований стал применяться ближневосточный термин икта. Владелец пожалования назывался либо арабским термином мукта, либо по-персидски — иктадар. Система икта в отечественной литературе получила название военно-ленной системы.
На протяжении всего периода султаната земли государства делились на две категории: оставшиеся в руках государя (халисе, «особые»), налоги с которых шли непосредственно в казну, и земли, розданные иктадарам. Соотношение между двумя категориями и степень контроля государственного аппарата за финансами иктадаров менялись в зависимости от силы или слабости конкретного султана.
Не вполне ясен вопрос о том, различались ли государственные земли и личные владения правителя. Афиф сообщает, что когда Фируз-шах построил каналы, он стал взимать водный налог (10 % урожая) непосредственно в свою пользу. Были назначены отдельные сборщики этого налога, отличные от государственных, и «личный доход султана и налоги в пользу государства подсчитывались отдельно». Существовало ли подобное разделение при других султанах, неясно.
Во время Гуридского завоевания временность военных ленов была само собой разумеющейся, поскольку сами военачальники не собирались на них задерживаться, а стремились к дальнейшим завоеваниям. Начиная с Илтутмыша у иктадаров возникло уже стремление закрепить за собой приобретенные владения, и власть стала практиковать перевод мукта с одного икта на другой, т. е. демонстрировать, что они держат землю под контролем государства как его слуги. Но не было еще установлено точных размеров содержания войск с того или иного икта и сумм, переводимых в казну. Мукта могли раздавать мелкие икта своим офицерам внутри своего владения. Илтутмыш имел собственную армию всего в 2-3 тыс. человек и офицерам своей армии тоже давал владения, носившие то же название икта. Балбан попытался отобрать такие мелкие икта у бывших офицеров Илтутмыша или их наследников, которые уже не служили. Но, как мы уже знаем, вряд ли в этом преуспел.
При Балбане стали требовать, чтобы мукта отсылали «излишнюю сумму» (фавазил) в казну. Но для этого надо было наладить учет. Балбан стал назначать в икта хваджа (счетчиков).
При Ала-ад-дине империя расширилась и султан стал переводить иктадаров на окраины, а центральные провинции подчинил лично себе. Весь центральный Доаб (междуречье Ганга и Джамны) и Ро-хилкханд (территория к северу от Ганга) перешли в халисе. Собственная армия султана стала огромной и оплачивалась из казны. Такое соотношение между землями халисе и иктадаров сохранялось до Мухаммеда Туглака.