Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаИстория / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцветаСтраница 4
При Фирузе икта стали наследственными. Он утверждал икта за сыновьями прежних владельцев. Барани одобряет эту тенденцию. Раньше, мол, в число мукта попадали всякого рода низкие люди. Хорошо, что теперь будут только знатные. Интересно появление самого представления о знатности в мусульманской среде.
Султан Бахлул Лоди (1451-1489), по словам хрониста, раздал все земли в икта и предоставил иктадарам полную свободу в определении ставок и методов сбора налогов. Позже термин «икта» перестает употребляться. Лены называются саркар или паргана. Появляется и термин джагир, ставший наиболее употребительным в XVI—ХУШ вв.
Как и раньше, каждому саркару предписывалась определенная доходность, но Сикандар Лоди отказался требовать сдачи в казну дохода, если он превышал законные расходы владельца. Распространилась практика многоступенчатой раздачи ленов офицерам. Бабур перечисляет в своем сочинении «Бабур-намэ» саркары государства Лоди с размерами джамы (налога) в танка. И делает вывод: «Область, приносящая доход в один лакх (100000 танка), поставляет сотню всадников, а область с доходом в один крор (10000000 танка) — десять тысяч». Но эта численность значилась только в отчетах. Как только военачальник получал джагир, он сокращал свою армию до минимума.
Мукта и иктадары тратили деньги без счета и всегда были в долгу у крупных купцов и ростовщиков Дели.
В той же системе собственности были дарения земель, т. е. доходов с них, в пользу служителей культа и религиозных учреждений — милк (амлак), идрар, вакф (мн. ч. — аукаф). Но новый султан при восшествии на престол нередко отбирал такие дарения. Лишь при Фирузе вернули вакфы всем, кто их получил ранее, если они могли это доказать. По данным Афифа, при Фирузе в идрар было роздано земель на 3 600 тыс. танка, т. е. более 5 % всех налоговых поступлений султаната.
Религиозным учреждениям могли дарить доход и отдельные мукта.
Присвоение налогов и раздача их в икта были возможны, конечно, только после уничтожения или оттеснения прежних раджпут-ских князей и их вассалов. Но какое-то количество их осталось. О них мы знаем из случайных упоминаний неких владельцев с характерными титулами рай, рао, раут, рана, ранака, рават и др.
Так, надписи 1217 г. из Джаунпура и 1227 г. из Шахджаханпура фиксируют отдачу в залог земли одним раутом другому. Гарантом сделки выступает ранака. Все они признают власть Илтутмыша.
Балбан заявлял, что если рай и раны имеют до 100 000 пайяков (пехотинцев) и дхануков (лучников), все равно они не могут устоять перед 6-7 тыс. кавалеристов-мусульман. Значит, такие армии все же были у местных князей. И Балбану приходилось время от времени с такими армиями сражаться. Он готовился к таким похо-дамвтайне, обрушивалсяна «восставших» внезапно. Частоврезуль-тате походов он приказывал уничтожить все население района. «Кровь злодеев текла на землю, трупы громоздились у каждой деревни, смрад от разлагающихся тел достигал берега Ганга». Видимо, эти вожди пользовались поддержкой местного населения, в Частности, раджпутов — деревенских землевладельцев, о которых пойдет речь ниже. В результате карательных походов против индусских князей Балбан захватил такое множество коней, что их цена на базаре упала.
Индусские раджи принимали участие в мятежах мусульманских наместников против центральной власти. Так, когда в 1290 г. Малик Чадджу поднял восстание против Джалал-ад-дина Хилджи, к нему присоединилось много рана и раватов со своими пехотинцами и лучниками. Они клялись ему в верности, принимая из его рук бетель.