Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 7
Общинная собственность на землю была ограничена необходимостью уплачивать налог государству или тому лицу либо учреждению (храму, монастырю, группе брахманов), которому право на сбор было подарено. Общинная собственность, в свою очередь, лишь отчасти ограничивала индивидуальную собственность членов общины. Общинник был хозяйственно независим на своей земле, мог ее отчуждать, сохранял на нее право в случае долгого отсутствия, но всеми этими индивидуальными правами он обладал как член коллектива — член касты, доминирующей в данной деревне.
Право на землю распадалось на два основных права, довольно четко разграниченных. Одно заключалось в праве на присвоение государственных налогов или соответствующих сумм с землевладельцев. Другое состояло в праве распоряжаться самой землей (хозяйственно использовать, наследовать, отчуждать) и присваивать ренту за вычетом упомянутого выше налога.
Но распределение этих двух прав между различными индивидами и институтами было крайне запутанным. Храм, брахманская община или светский феодал могли иметь на одни земли лишь право на налог, на другие — лишь право на ренту, а налог вынуждены были выплачивать. Оба права могли сосредоточиваться в одних руках. Храм мог платить налог феодалу на одних землях и получать налог с того же лица на других землях и т. д.
Реальное материальное выражение этих двух форм собственности зависело от многих факторов. Все же на основе отрывочных сведений о размерах различных платежей можно примерно установить, что налог составлял от 1/5 до 2/5 урожая, рента — от 1/3 до 2/3. Таким образом, за вычетом налога подчиненный собственник получал от 40 до 27% совокупной феодальной ренты.
Ниже слоя землевладельцев-налогоплательщиков, осуществлявших общинное самоуправление, стояли неполноправные члены общины — арендаторы, безземельные работники, ремесленники. Система джаджмани, т. е. система несимметричного взаимного обслуживания землевладельческих, земледельческих и служебно-ремесленных каст, возникшая в Северной Индии еще в древности, в УШ-ХШ вв. распространяется на Декан и Ют. Служебные и ремесленные касты должны были жить в особых кварталах, или выселках (черри), отдельно от основной деревни (наттпам). Им запрещалось иметь слуг, использовать музыкальные инструменты во время праздников, закалывать волосы и т. п.
Однако деревенские ремесленники не были совершенно бесправны в отношениях с доминирующими кастами. Их право на обслуживание членов более высоких каст считалось их наследственной собственностью. Ближе к концу рассматриваемого периода они стали объединяться в кастовые организации, охватывавшие большие территории, и выступали как активная социальная сила. Об этом будет сказано ниже, при описании корпоративной жизни торгово-ремесленных слоев.
Торговля и город
Как уже упоминалось, в III-VIII вв. наступил упадок торговли и городской жизни. Он охватил прежде всего Северо-Западную, а затем Северную Индию. Исчезла чеканка монет. Многие города временно прекратили существование. Восстанавливается активная торговля и денежное обращение только к X в.
В меньшей степени этот упадок охватил Южную Индию, которая была больше связана с морской торговлей. Западное, Малабарское побережье Индии изобилует удобными бухтами. В них возникали портовые города, ведшие широкую торговлю со странами Ближнего Востока и Африкой, используя муссоны. Порты становились центрами мелких княжеств, живших в основном на доходы от торговли. Интересно, что княжества южной части Малабарского побережья обычно сохраняли политическую самостоятельность по отношению к более могучим государствам Деканского плоскогорья.
Восточное, Коромандельское побережье по своему рельефу менее пригодно для приема кораблей. Там меньше бухт, а прибрежная полоса моря мелководна, что мешает кораблям подходить к берегу. Но и здесь было несколько удобных портов, главным образом в устьях рек, и торговля со странами Юго-Восточной Азии также процветала.
Характерной чертой организации торговли было то, что она велась корпорациями, общинами купцов, имевшими некоторые привилегии и активно отстаивавшими свои интересы. Сведения об их деятельности, правда, весьма отрывочны.
Одна из таких общин (еанигграма) жила в небольшом городке Лохата в Гуджарате. В 592 г., а затем в 605 г. она получила грамоту от Вишнусены, правителя государства Валлабха из династии Майтраков, из которой мы узнаем о товарах, привозимых сюда, о пошлинах на них, о стремлении регулировать цены на базарах. Обеспечивается определенная независимость купеческой общины от вмешательства властей, а именно они освобождаются от обязанности содержать царских людей: « Самантам, аматьям («советникам »), душам («посыльным») по приезде [в Лохату] постелей, сидений и пищи давать не положено».