Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 6
Строительство Чолами новых храмов и передача им права на сбор налогов были еще одним путем укрепления влияния центральной власти на местах. Города освобождались от подчинения наду благодаря росту своих связей с купеческими гильдиями, о которых пойдет речь ниже.
Однако система крупных влиятельных территориальных общин в рассматриваемый период не обнаруживает признаков упадка. Более того, она развивается. В ХП-ХШ вв. учащаются случаи совместных действий нескольких наду, а также создается организация, выступающая от имени всех землевладельцев-земледельцев обширного региона. Ее структура неясна, но во многих надписях по всему Тамилнаду она провозглашает своей целью защиту интересов земледельцев и всего народа. Члены ее называли себя читрамели перийя наттар («великие наттары от прекрасного плуга»), «детьми богини Земли» и другими эпитетами. Чтобы показать, что нам известие и что неизвестно об этой организации, приведем перевод одной из характерных надписей, относящейся к первой четверти XIII в.
«Бог Хари! Приветствуем! Процветания! Это указ читрамели, справедливых и добрых по отношению ко всем людям, процветающих сыновей земли и всех, кто питается коровьим молоком. Пусть этот приказ, направленный на защиту и усиление сынов земли, рожденных от всех четырех варн, пребудет в этом мире. Мы, читрамели перийя наттар, являющиеся сыновьями богини Земли (Бхуми-деви); изучившие чистый язык (т. е. тамильский) и северные науки (т. е. санскритские книги); приверженцы соблюдения законов; сыновья богини Богатства, чьи цветы никогда не вянут; распространяющие свет во всех направлениях; употребляющие добрые слова в отношении хороших людей и искореняющие зло грубыми словами; процветающие в этом мире, ограниченном четырьмя морями, где бог Ветра дует нежно, где бог Вод (т. е. Варуна) орошает дождем, бог Небес освещает все, где люди всех стран живут в мире . возрастая в числе и не убывая, где справедливость возрастает, а несправедливость уменьшается, где их слава распространяется, а их враги сдаются, где скипетр их власти [даже] предшествует их появлению; имеющие своим Богом лемех, а своей целью — золотое изобилие полного богатства; ведущие дела своей организации с терпимостью и доброжелательностью; имеющие источником своей возвышающейся славы высокую и истинную справедливость; полностью изучившие муттамил малей (возможно — "Тирукурал" и гимны бхак-тов) — совершили настоящий акт благотворительности.
Поскольку ранее были сооружены ворота, украшенные плугом и изображением богини Бхумидеви, и поскольку наша организация несет ответственность за храм бога Перумала, оказывающий честь тем, что расположен в Тирувидайкали в [местности] Тирукойилур в [округе] Куруккай-куррам в [области] Миладу, [называемой также] Джананатха-валанаду, т. е. в Читрамеливиннагаре, охватывающем 18 земель (бхуми) и 79 наду, и поскольку пожертвования, которые мы уже сделали, были утеряны во время беспорядков, мы вновь жертвуем падакку (28,3 л) неочищенного риса с плуга и 1 ку-руни (14,4 л) неочищенного риса с человека, включая тех, кто не входит в нашу организацию».
Если реальный коллективизм и степень автономности широких (областных) общин в этот период находятся под вопросом, то самоуправление отдельных деревень, по-видимому, было достаточно реальным во всех областях Индии. В Тамилнаде деревенское собрание называлось ур («деревня»), в Карнатаке оно обозначалось термином оккалу (« семьи ») в сочетании с некоторым числом, чаще всего «50», но встречались также «60», «70», «120». (Эти цифры нельзя сопоставлять с теми, которые сопровождали географические названия.) Брахманские собрания, стоявшие во главе некоторых деревень, назывались в Карнатаке махаджаны, в Тамилнаде — сабха.
Деревенские собрания распоряжались частью земель, которые могли дарить и продавать. Они имели денежный фонд, составленный из рент с общих земель, а также добровольных и принудительных взносов членов общины и других жителей деревни. Деревенское собрание выступало и как сборщик пошлин, и как банкир и ростовщик, и как свидетель или гарант чужого дарения, и как судебный орган, и как организатор самообороны.
Характер источников таков, что мы гораздо больше знаем о самоуправлении брахманских аграхар, чем о деятельности обычных деревенских собраний. Если деревня предоставлялась группе брахманов, то земля между ними делилась обычно на равные доли (пангу). Некоторые могли иметь по половине, четверти или даже восьмушке доли; Общее собрание брахманов деревни (сабха), видимо, решало принципиальные вопросы самообложения, выделения средств на те или иные праздники и ритуалы, строительство каналов и водоемов, отводе земель на содержание ремесленников и т. п. Исполнительными органами сабхи служили вариямы. Этот термин условно переводится как «комитеты», поскольку известно, что они состояли из 6 или 12 человек, избираемых путем жребия из числа наиболее уважаемых брахманов, имевших полные доли. Упоминаются комитеты «годовой» (видимо, наиболее важный), «садов», «монет», «водоемов» и другие. Правила выборов, сообщаемые в ряде надписей, отличаются большой сложностью. В комитетах должны были быть представлены все кварталы брахманского поселения и все родственные группы. При этом представитель одной и той же семьи мог избираться не чаще, чем раз в три года. Реальное следование всем этим правилам вызывает сомнение, но сам факт наличия избираемых комитетов, по-видимому, достоверен. Система управления в шуд-рянских деревнях, судя по отдельным свидетельствам, строилась по тому же образцу.