Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 3
До УШ-Х вв. в Северной Индии системы вассалитета, некоей лестницы вассалов мы не видим. Ситуация меняется с раджпутским завоеванием. Первоначально возникает система, основанная на отношениях родства.
Раджпутские кланы, тесня друг друга, двигались по равнинам Северной Индии, и это движение в дальнейшем, вплоть до колониального завоевания, не останавливалось. При завоевании новой территории подразделения клана получали округа, состоявшие из нескольких сотен деревень; более мелким подразделениям выделяли доли, называвшиеся обычно чаураси, т. е. «восемьдесят четыре», хотя реальное число деревень в них могло быть различным. Глава подразделения клана, военачальник, раздавал территорию своим офицерам. Так появлялись объединения в 48, 24, 18, 12, 10 деревень. Рядовой член клана, глава патронимии, получал одну-две деревни, с которых он должен был содержать отряд в помощь главе подразделения. В одном из документов такой отряд насчитывает 100 пехотинцев и 20 кавалеристов.
Создался своеобразный кодекс взаимных обязательств вассала и сюзерена. Вассалы были обязаны уплатой дани, выражением покорности, присутствием и службой при дворе, помощью государю во время войны. Совокупность этих обязанностей носила наименование авалагана. Этот термин впервые встречается в надписи VIII в. из Раджпутаны. Таким образом, можно говорить о возникновении феодальной структуры господствующего класса.
Создается впечатление, что государства УП-Х вв. были устроены весьма просто. Двор был сведен к минимуму, основным институтом государства служила армия, которая передвигалась по стране, обеспечивая лояльность населения разных территорий как бы по очереди.
В Х1-ХП вв. процессы феодализации получают завершение. Это период широкого распространения и умножения земельных дарений, окончательного оформления иммунитетов. Появляются сведения о выдаче земельных владений под условием несения военной или гражданской службы. Так, в XII в. один из правителей Гахадавалов выделил своему министру и его сыну налог с 18 деревень, которые, правда, не составляли компактного владения, а были разбросаны по всем округам государства.
Формируется некая «теория» вассальной структуры. Мы узнаем о ней, как ни странно, из сочинений, посвященных совсем иным вопросам — искусству и архитектуре. Впрочем, в индийском контексте это довольно логично: традиция трактатов о политике (артхашастра, нитишастра) к этому времени совершенно прекращается, комментаторы же дхармашастр прилагают все усилия, чтобы не заметить новые явления и остаться целиком внутри сюжетов, бывших актуальными еще в глубокой древности.
В трактате по архитектуре примерно XII в. «Манасаре» между прочим приведена классификация разного рода «царей». Их может быть 9 типов: чакравартин, махараджа (адхираджа), махендра (нарендра), паршника, паттадхара, мандалеша, патптпабхадж, прахарака, аштпаграхин. Каждому «царю» предписывается определенное количество войска и размер гарема. Аштаграхину, самому низкому из них по рангу, приличествует иметь 500 лошадей, 500 слонов, 50 000 пехотинцев, 500 служанок и одну «царицу». О том, что эти «цари» образуют лестницу вассалов, прямо не говорится, но весьма показательно упоминание о разных доходах каждого. Чакравартин («господин всего мира») собирает в свою пользу лишь 1/10 урожая, махараджа берет 1/6, нарендра — 1/5, паршника — 1/4, паттадхара — 1/3. Сколько берут «цари» более низкого ранга, не говорится, но по контексту — еще больше. Смысл этого установления, видимо, заключается в том, что каждый из правителей, собирая налоги в свою пользу, часть их отсылает более крупному владетелю.
Другой трактат ХП в., «Апараджитаприччха», составленный, по мнению специалистов, в районе Раджастхана — Гуджарата, тоже перечисляет 9 категорий правителей, но термины для них другие: махипати, раджа, нарадхипа, махамандалешвара, миндалика, махасаманта, саманта, лагхусаманта («младший вассал»), чатурамшика («владелец четырех долей» или «владелецчетверти»). Если махипати правит «всей землей», то чатурамшика — «только» 1000-ю деревень. Ниже его расположены другие владельцы, не носящие специальных названий, но имеющие по 50, 20, 3,2,1 деревне. Каждый из девяти владетелей имеет свой двор, состоящий из определенного количества вассалов более низкого ранга. Так, например, император должен иметь при себе 4 махамандалешвары, 12 мандаликов, 16 махасамантов, 32 саманта, 160 лагхусамантов, 400 чатурамшиков, а также более низких вассалов, которые суммарно названырад-жапутрами (т. е. раджпутами).