Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 11
Но наряду с угасанием санскритской литературы идет процесс созревания национальных языков и появления литературы на них.
Санскритское наследие сыграло большую роль в этом процессе. Перевод на местный язык «Махабхараты» или «Рамаяны» довольно часто служил рубежом, после которого местная литература начинала бурно развиваться.
Самой обширной и развитой из литератур на местных языках была тамильская. Она появилась раньше других — еще в первые века нашей эры. В III—IV вв. в Тамилнаде возникла сангха — что-то вроде поэтической академии. От того времени сохранились сборники «Эттутохей» («Восемь антологий») и «Паттупатту» («Десять лирических поэм»). Примерно к IV-VI вв. относятся «Тирукурал», составленный Тируваллуваром, и «Наладияр» — сборники нравоучительных изречений по вопросам этики и политики. Дидактичны, пронизаны идеологией кармы тамильские эпические поэмы «Шилаппадигарам» и «Манимехалей». В то же время они отличаются большой лиричностью и реальным изображением быта и человеческих страданий. Распространение на Юге идей бхакти вызвало к жизни обширную поэзию найянаров (шиваитских бхактов) и алва-ров (вишнуитских), расцвет которой относится к УIII-IХ вв. Гимны найянаров и алваров, как и вся литература бхакти, отличаются исключительной лиричностью, воспеванием любви к богу, изображаемой в виде земной любви. Перевод на тамильский «Рамаяны», выполненный Камбаном в ХП в., ознаменовал новый этап в становлении тамильской литературы.
Появляются бенгальская, маратхская, гуджаратская, каннада, телугу литературы.
Возникновение маратхской литературы связано с именем Мукундараджа (вторая половина XII в.) и с темами и идеологией бхакти. Авторами лирической поэзии становились горшечник Гора, цирюльник Сена, садовник Сомвата, неприкасаемый Чокха, золотых дел мастер Нарахари, маслобойщик Джога.
Литература телугу была, по существу, создана тремя великими поэтами — Нанниямом, Тикканой и Эррапрагадой, жившими в XI-XIII вв. и наряду с переводом «Махабхараты» на телугу давшими образцы и оригинальной поэзии на этом языке.
Для гуджаратской литературы на первом этапе ее возникновения был характерен жанр так называемых раса — стихов к танцевальной музыке, посвященных Кришне. Впоследствии этот жанр перерастает в разновидность героической поэмы.
Литература каннада во многом обязана творчеству поэтов-проповедников из секты вирашайвов. Они развивали совершенно уникальный жанр коротких стихотворений в одно предложение — вачаны.
Окончательно кристаллизуются системы индусского права, которые затем не подвергаются изменениям до Нового времени. Создаются комментарии к дхармашастрам, которые признаются сейчас наиболее авторитетными и как бы завершают их развитие. Это комментарии Виджнянешвары (XI в.) и Апарарки (начало XII в.) на «Яджнавалкья-смрити», Куллуки (ХП-ХШ вв.) и Говиндараджи (Х1-ХИ вв.) — на «Манавадхармашастру». Создаются компендиумы права (нибандхи), охватывающие все точки зрения на любую проблему. Из них особенно знамениты труды Дхарешвары (XI в.), Деваннабхатты (начало XIII в.) и Лакшмидхары (XII в.), составившего наиболее полный, 14-томный компендиум. Индусское право разделяется на две школы — северную, следующую за «Даябхагой» Джимутаваханы, и южную, источником которой служит «Митакшара» Виджнянешвары.
В целом Х1-ХП вв. справедливо рассматривают как период застоя и сравнительного упадка индусской культуры. Была достигнута та самодостаточность, которая нет-нет да и проглянет из индусской культуры даже сейчас.