Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 9
Индийская культура VI—XII вв.
Рассматриваемый период следует за так называемым классическим, или золотым, веком в истории Индии. Экономический упадок, начавшийся еще при Гуптах, дополнился позже и застоем в культурной жизни. Число выдающихся поэтов, ученых сокращается. Развивается практика комментирования древних сочинений, причем комментаторы стремятся не вносить в свои комментарии ничего нового. Достойными комментария признаются в основном произведения дхармашастры, «науки о благочестии». Артхашастра, «наука о пользе», более практичная по своим установкам, забывается. В VIII в. Камандака составил трактат «Нитисара», который стал одним из последних произведений этой традиции. Буддийская мудрость, еще имевшая государственную поддержку в лице Палов, получает средство для своего выражения в виде университета в На-ланде (860).
Возникает культура средневековой Индии, не порывавшая идейной связи с предшествовавшей, но во многом новая.
Философия превращается в самостоятельную отрасль знаний со своими методами исследования, хотя иррациональность, мистицизм, йогическая медитация продолжают характеризовать некоторые ее школы.
В раннем Средневековье окончательно оформляются шесть классических систем (даршан) индийской философии: вайшешика, санкхъя, йога, миманса и веданта. Эти системы признавали авторитет вед и поэтому считались ортодоксальными. Логика, созданная представителями ньяи в V—X вв., явилась вкладом в индийскую философию в целом. Она использовалась также и другими школами. Каждая из них характеризовалась особым стилем мышления и после периода дискуссий сосредоточилась на специфической отрасли знания. Миманса — на изучении ритуала, ньяя — на методологии мышления, веданта — на проблеме соотношения мирового духа, или мировой души (Брахмана), и индивидуальной души (атмана). В пределах ведантистской традиции возникло несколько направлений. Адвайта-веданта, основанная Гаудападой (ок. 780 г.) и Шанкара-чарьей (788-820), учила, что существуют только атман и брахман и они тождественны. Остальной мир является иллюзией. Вишишта-адвайта, основанная Рамануджей (XII в.), напротив, признавала реальность мира и считала, что душа человека составляет часть божественного духа. В XIII в. Мадхва утверждал, что мировой дух и индивидуальная душа — это две различные субстанции. Его система взглядов называлась двайта. Примерно в то же время Нимбарка выдвинул более сложную концепцию двайтадвайта — одновременно единства и различия духа и души. Наконец, уже в XV в. появилось направление шуддхадвайта, утверждавшее, что существует только Брахман (Валлабха). Веданта со временем сохранила качества философской школы, а другие даршаны превратились в учебные предметы.
Ортодоксальным школам противостояли, с одной стороны, буддийские школы мадхъямиков и виджнянавады, отрицавшие существование бога, души, а также всего внешнего мира, а с другой стороны — материалистические школы локаятиков.
Возникает своеобразная история философии в виде обзоров существовавших ранее и продолжающихся философских систем.
Значительные достижения индийской математики относятся к древности. В раннесредневековый период математические знания лишь применялись, в частности, в астрономии. Варахамихира (VI в.) и Брахмагупта (УП в.) были видными астрономами этого периода.
В медицине создалась национальная школа (аюрведа), оригинальная по методам, до сих пор практикуемая в Индии и за ее пределами. Очень подробно была разработана диагностика; в лечении болезней большое место отводилось гигиене и диете. Но наиболее разработанной областью индийской медицины являлась хирургия. Индийские врачи умели делать очень сложные по тем временам операции, например кесарево сечение, трепанацию черепа и т. п.
Изобразительные искусства с первых веков христианской эры были представлены скульптурой и фресковой живописью. Фрески в основном покрывали стены пещерных буддийских храмов. Традиция фресковой живописи прекратилась с закатом буддизма. Скульптура же заняла ведущее положение в изобразительных искусствах благодаря ее функциональности — необходимости изготавливать в большом количестве изображения тысяч божеств. Вместе с тем связь скульптуры с религией рано предопределила установление канона, консервацию изобразительных приемов и норм. Изображения богов должны были быть традиционными — и поза и атрибутика, — что практически не давало простора для проявления индивидуальности художника. Не случайно вся скульптура Средневековья не имеет автора, безымянна.