Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 10
В скульптуре и, особенно, в живописи искусствоведы отмечают появление с VIII в. «средневековых» черт — тенденцию к переходу от трехмерного к двухмерному и плоскостному видению, к линейным композициям, к резким, нервным, угловатым линиям от плавных, спокойных, характерных для древности. Эти черты в искусстве наиболее ярко проявились на западе и северо-западе — в Раджпутане, Гуджарате, Пенджабе, но позднее, в Х1-ХП вв., они отмечаются и в центральных областях индийской цивилизации. До Восточной и Южной Индии эти эстетические явления не дошли. Вполне закономерно предположение, что новые веяния в изобразительных искусствах отражают влияние центрально-азиатских кочевых народов.
К X в. замирает как художественная, так и религиозная жизнь в буддийских центрах Аджанты и Эллоры, оставив лишь следы в виде пещерных храмов. К этому времени заканчивается сооружение пещерного храма Шивы на острове Элефанта. Возникает, но тоже быстро сходит на нет техника изготовления изображений и целых храмов из одного куска, одной скалы (храм Кайласанатхи в Эллоре, пять ратх в Махабалипураме).
В V-VIII вв. начинается строительство общественных сооружений из каменных блоков. Золотой век храмового строительства падает на Х-ХIII вв. Почти все здания храмов, до сих пор вызывающие восхищение, были возведены в это время. Соответственно значительного развития достигло строительное дело. Оформились основные черты храмового комплекса и выделились региональные и династийные стили (паллавский, чольский, чалукийский, хойсальский, орисский и др.). Для всех их характерно тесное объединение архитектуры и скульптуры, но при этом последняя теряет присущую ей ранее монументальность. Скульптура становится архитектурной деталью, а сооружения приобретают вид нагромождения деталей.
Сооружение храмов обходилось дорого, но вскоре окупалось благодаря пожертвованиям верующих. Как ясно из вышеизложенного, храмы стали важными экономическими единицами, богатыми работодателями, арендодателями, кредиторами, банками и т. п. Соответственно они имели экономические средства, чтобы стать центрами культуры.
К IX в. исчезает театр, имевший в гуптское время определенное распространение, по крайней мере при дворах, и связанный с именами Калидасы, Шудраки и др. Конечно, продолжалось развитие народного театра — фарса, пантомимы, — но о нем мы имеем слишком незначительные сведения. Центрами классического танца и пения сделались храмы.
Переходность данного периода не видна нигде так отчетливо, как в литературе. Творчество на санскрите выдыхается, теряет импульс, делается элитарным, уходит в эстетические изыски. Основным жанром литературы оставалась поэзия. Даже научные и философско-религиозные трактаты излагались стихом. Некоторые произведения того периода рассматриваются как части индийского классического наследия. Это поэма Баны «Харшачарита», произведения Бхава-бхути, Бхарави и ряда других. Наиболее ярким проявлением превалирования формы над содержанием являются поэмы, которые имеют одновременно два или более смысла. По-разному разделив сложное санскритское слово, можно прочесть либо поэму-панегирик в честь конкретного правителя Рамапалы с упоминаниями, хотя исторически неточными, реальных событий его правления, либо переложение «Рамаяны» с описанием легендарных подвигов Рамы («Рамачарита» Сандхьякаранандина). Или же прочесть поэтизированную историю династии Чаулукьев и одновременно — трактат о правилах грамматики («Двьяшрая-махакавья» Хемачандры). Наиболее значительными санскритскими произведениями этого периода можно считать вишнуитские сочинения, развивавшие идеи бхакти — «Бхагаватпурану» (IХ-Х вв.) и «Гитаговинду» Джаядевы (XII в.). Отличием периода служит также литература сатирического жанра (Кшемендра).
Из поэтов, писавших на пракритах, наиболее известен Вакпати (поэма «Гаудавахо» ), живший при дворе Яшовармана из Канауджа.
Получает дальнейшее развитие возникший еще в древности жанр «обрамленной повести». Из них к «классике» относят «Дашакума-рачариту» Дандина и «Кадамбари» того же Баны. Из более поздних сочинений этого жанра наиболее значительны: «Брихаткатха» Кшемендры (XI в.), «Катхасаритсагара» Сомадевы (XI в.), «Веталапан-чавимшатика» (ХП в.), «Шукасаптати» и др.