Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 8
Серия документов из Тоттанандапура, городка на берегу Ганга, относящаяся к 864-904 гг., освещает имущественные отношения в городе. Дома и лавки принадлежат торговцам из разных каст, в том числе кшатриям и брахманам. Они скупаются храмами «на 99 лет». По-видимому, такое вложение капитала было выгодным. В городе шесть храмов, несколько рынков. Во главе стоит «Верховный совет».
Купцы образовывали широкие корпорации (шрени), которые принимали вклады от частных лиц, занимались благотворительностью. Особенно обильны сведения о таких корпорациях в Южной Индии. Как говорилось, каждый городок имел самоуправление (нагараттар), которое, с одной стороны, составляло сегмент структуры территориальной макрообщины, а с другой — было связано с торгово-ремесленными слоями в других городах. По-видимому, купцы
обычно перемещались, в связи с чем в городах образовывались землячества: нанадеши («жители разных стран») и парадеши («чужеземцы»). Эти землячества по отдельности или вместе вводят самообложение, совершают дарения.
По всей Южной Индии действовали несколько крупных корпораций. Наиболее значимой из них была айяволе, называвшаяся так по своей «штаб-квартире»* в г. Айхол (на Декане). Ее члены называли себя также вира-баланджа. От имени корпорации выступал коллективный орган «500 свами из Айхол а» во главе с паттанасвами. Корпорация имела отделения во многих городах — в Мадурай, Неллуре, Читалдруге, Коларе, Шимоге, Беллари, Дхарваре и других и везде их совет назывался «500 свами из Айхола». Айяволе вела торговлю по всей Южной Индии, а также в Западной Азии.
В Тамилнаде базировалась гильдия маниграмам. Она вела торговлю с Юго-Восточной Азией и, судя по ее вкладам в храмы, обладала значительными богатствами.
На Малабаре большими привилегиями пользовалась община еврейских купцов. Она была освобождена от всех налогов, более того, имела право собирать в свою пользу пошлины с торговых кварталов в городе Кранганур.
Корпорации содержали значительные военные контингенты и в своих надписях возвеличивают не только свои торговые, но и военные успехи. Одна из корпораций писала о своих членах, что они «храбрые из храбрых, защитники подданных, жестокие к злым, добрые к хорошим, покорители могущественных врагов». Военные функции торговых корпораций не могли не отразиться и на социальном статусе купцов в феодальном обществе, высоко ценившем воинскую доблесть. Некоторые купцы Юга получали привилегии пользоваться зонтиком (символ власти), носилками, ездить на слонах, иметь дом в несколько этажей, иметь при входе украшенную арку, право жечь лампу в дневное время, право ступать по ковру и т. п.
Кастовые организации ремесленников также приобретали черты корпорации. При Чолах ткачи сали (салияр) выступают как сплоченная община, отстаивая свои интересы. С ними конкурировала за влияние ткацкая каста кайкколов, которая в XIII в. стала наиболее известной. Маслоделы (ванийяр в Тамилнаде, телики-1000 в Андхре), продавцы бетелевых листьев (они называли себя тамбу-лига-1000) и многие другие тоже нередко выступают в надписях как дарители.
В Северной Индии в надписях упоминаются шрени сборщиков кокосовых орехов, ткачей, мастеров изделий из бамбука, медников.
Связи между собой устанавливали также ремесленники, входившие в систему джаджмани, т. е. обслуживавшие сельское население на натуральной основе и потому мало связанные с рынком. Организация пяти основных ремесленных каст (кузнецов, плотников, золотых дел мастеров, каменщиков и медников) под именем кам-малан, или вирапанчала, принимала участие в дарениях и иногда перераспределяла ремесленников по деревням. Она завоевала определенный социальный престиж: сохранились указы, дарующие каммаланам право употреблять в торжественных случаях рожки и горны, носить зонтики и т. п. Кастовые организации ремесленников могли принимать решения о бойкоте того или иного общинника или деревни в целом, если последние нарушали их права.
В целом в Южной Индии к Х1-ХШ вв. возник строй, который можно назвать и феодальным, и общинно-корпоративным. Возможно, что в Северной Индии строение общества не отличалось от того, которое рисуется эпиграфикой Юга. Однако последующее мусульманское завоевание Севера и уничтожение огромного количества храмов привели к тому, что исчезли многие источники — как надписи на стенах храмов, так и медные таблички. Поэтому сведения о социальном строе Северной Индии гораздо более ограниченны.