Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуКультура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпохуСтраница 25
Рабство По сравнению с ведийским периодом и его особенности рабство в магадхско-маурийскую эпоху получило значительное развитие. Хотя источники этого времени не очень богаты сведениями о рабах и применении рабского труда, в общих чертах можно представить особенности древнеиндийского рабовладения и роль рабства в структуре общества. К сожалению, в западноевропейской и индийской пауке уделялось недостаточно внимания рассмотрению проблемы рабства в древней Индии. Но за последние годы положение изменилось, появились специальные работы по этому важному вопросу.
При изучении рабства даже в конкретный период древнеиндийской истории — во второй половине первого тысячелетия до нашей эры необходимо иметь в виду различный уровень развития общественных отношений в разных частях огромной империи, наличие неодинаковых темпов развития, сложность и мозаичность социальных институтов и т. д. Большинство источников дает сведения о рабах и их использовании в областях долины Ганга и на прилегающих к ним территориях. Выводы, сделанные на основании этих данных, применимы в основном к Магадхе и некоторым другим наиболее развитым районам.
В раннебуддийских сочинениях раб характеризовался как человек, зависимый от другого. «Если человек является рабом, — говорит "Маджхиманикая", — то он не хозяин самому себе, он подчинен другому, он не может идти куда желает». В других текстах объясняется, что раб находится под властью другого и должен действовать по желанию другого. Раб рассматривался как вещь и даже как одна из разновидностей домашнего скота. В эпосе попавший в рабство человек назывался домашним животным наряду с коровой, козой, овцой, лошадью. В дхармасутрах устанавливались правила наследования рабов наравне с другим имуществом умершего. Рабов, как скот и драгоценные металлы, распределяли среди наследников.
Рабовладельцами являлись различные категории населения. Рабы были и в царском дворце, и в домах зажиточных горожан, и в деревенских общинах. Раба могли подарить, продать, заложить, проиграть в кости. В буддийских источниках нередко упоминается о ценах на рабов в зависимости от их здоровья и квалификации. В некоторых источниках рабы назывались двуногими в отличие от четвероногих животных. В буддийских текстах рассказывается, как рабы под страхом наказаний, подгоняемые ударами железных палок трудились в поте лица; некоторые из них были закованы в кандалы. Их пища часто состояла лишь из похлебки.
Рабы подразделялись на несколько разрядов по способу их приобретения. В одной из самых первых классификаций перечисляется три вида рабов — родившийся в доме, купленный и приведенный из другой страны (очевидно, воєннопленный). Постепенно этот список расширяется, появляются новые виды рабов. Оформляются и правила освобождения рабов. Хотя освобождение зависело от хозяина, при определенных условиях и за определенную сумму рабы, особенно временные, могли купить себе свободу.
Большое внимание вопросам рабства уделял автор «Арт-хашастры» Каутилья. Он четко различал пожизненных и временных рабов, называл все возможные случаи, ограничивавшие попадание свободных ариев в рабское состояние. По «Артхашастре» полагался даже штраф с владельца, не освободившего временного раба за установленный выкуп. Потомков от временных рабов «Артхашастра» не считает рабами. Это положение отличалось от норм, зарегистрированных в более ранних текстах: по ним потомство рабыни попадало в разряд рабов. Каутилья выступал защитником интересов представителей высших варн, случайно попадавших в рабскую зависимость. Он запрещал поручать грязную работу временному рабу. В «Артхашастре» рабу разрешалось иметь имущество, но позднее брахманские шастры разработали правило, по которому раб не только не мог иметь имущества, но все заработанное им отдавал своему хозяину.